Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Установление парковочных мест жилищный кодекс

Установление парковочных мест жилищный кодекс

Установление парковочных мест жилищный кодекс

«Стоянка запрещена?»: правила парковки во дворах в 2021

Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года В 2021-м вопрос парковки во дворах жилых домов стал как никогда остро. Сначала СМИ начали массово , что ВС РФ своим определением запретил жильцам парковку во дворах многоквартирных домов. Что естественно, оказалось правдой лишь отчасти.

Но массовую истерию поддержали управляющие компании, которые, ссылаясь на решение Верховного суда, начали запрещать жильцам парковаться во дворах и навязывать платные паркинги.

Что, естественно, незаконно. А тут еще и вступили в силу новые правила организации парковки для коммерческого транспорта, который тоже запретили оставлять во дворах.

Получился такой себе «винегрет» из фактов, сообщений СМИ и нормативных правил. Но мы в редакции Правовед.RU не привыкли верить слухам.

Мы разобрались во всей этой «законодательной солянке», изучили правила парковки во дворах жилых домов и раскладываем все по полочкам для читателей журнала.

Многим не нравится автомобильный муравейник во дворе жилого дома.

Он мешает детям, мамам с колясками, пенсионерам, в конце концов.

Но не все в борьбе с ним доходят до Верховного суда.

А вот одному жителю Череповца, посчитавшему этот вопрос принципиальным, удалось. Он изучил законодательство, и оказалось, что разрешает размещать гостевые стоянки автотранспорта во дворах без соблюдения вообще каких-либо требований и норм. Где угодно, хоть впритык к вашим окнам. Неравнодушного гражданина такой расклад не устроил, и он решил оспорить нормативы СанПиНа в ВС.

Неравнодушного гражданина такой расклад не устроил, и он решил оспорить нормативы СанПиНа в ВС.

Мол, столь близкое соседство с парковкой посягает на безопасность жизни и здоровья жильцов, и нарушает их право на безопасную среду обитания.

Читайте также Дело рассматривалось дважды. Слушая его в первой инстанции ВС указал, что оспариваемые нормы СанПиН не противоречат санитарному законодательству (). При повторном рассмотрении апелляционная коллегия согласилась с выводами первой инстанции и отказала в удовлетворении иска по тем же причинам.

Но при этом ВС указал в своем определении: гостевая парковка во дворе жилого дома не может использоваться жильцами для постоянной стоянки их автомобилей, такая практика — нарушение санитарных правил (). Это и стало поводом для шокирующих новостей в СМИ. Какой из этого всего итог? И что это еще за «гостевые парковки», чем они отличаются от парковки для жильцов?

И что же получается, ставить автомобиль во дворе более нельзя?

Нет, это не так — можно. Но длительность стоянки и ее особенности зависят от того, как организована парковка во дворе многоквартирного дома. Итак, п. 2.3 упомянутых выше СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает возможность организации на придомовой территории гостевой стоянки автотранспорта. Требований к ее размещению и удаленности от жилых объектов законодательство не предусматривает.

Требований к ее размещению и удаленности от жилых объектов законодательство не предусматривает. Рядом с детской площадкой? Пожалуйста! Вблизи от окон пенсионера-инвалида?

Нет проблем! Конечно! Главное, чтобы это было действительно специально оборудованное место для машин, а не участок газона или территория для прогулок. И, да, только при условии, что автомобили там паркуют временно, а не для постоянного хранения.

На этом и акцентировал внимание ВС РФ: жильцы не могут использовать гостевую стоянку для ежедневного размещения своих автомобилей.

Как же им быть? Читайте также Делать это на гостевой парковке нельзя.

Для этих целей, если общее собрание жильцов дома утвердит, во дворе может быть организована постоянная парковка.

Но тут действуют совсем другие требования к их удаленности. При организации постоянной стоянки во дворах жилых домов, правила их размещения () обязывают организовывать их на определенном удалении от жилых зданий. Например, стоянка на 50 машин должна размещаться не ближе, чем за 15 метров от фасада с окнами.

Если окон нет, хватит и 10 метров. Чем больше стоянка, тем больше удаление. Подробнее о требованиях в таблице.

Расстояние, м Количество машиномест 10 и меньше 11-50 51-100 101-300 свыше 300 Фасады жилых домов и торцы с окнами 10 15 25 35 50 Фасады без окон 10 10 15 25 35 Получается, что для организации постоянной стоянки во дворе нужно не только решение общего собрания, но и соответствующая придомовая территория. Если такой нет, можно размещать гостевую стоянку.

Но пользоваться ей можно будет только для временного размещения автомобилей, для постоянного — ни-ни! Во-первых, это скандал с пенсионерами, матерями с колясками и поборниками идеи «двор без машин». Их много и они уверены в своей правоте.

Остальные последствия зависят от того, нарушен ли закон о парковке во дворах 2021 года.

Если парковка организована по правилам, на должном расстоянии от дома, и на нее оформлены все документы — ничего не будет.

Это законно, кто бы из жильцов и как сильно не возмущался. Им придется смириться. Или переехать. Даже если кому-то кажется, что закон о парковке возле дома нарушен, это еще придется доказать.

Если стоянка самовольная или организована с нарушениями по удаленности — это уже нарушение и повод для штрафа по .

Во-первых, кто такую парковку организовал — например, ТСЖ или УК. Им светит по 10-20 тысяч рублей штрафа. Во-вторых, кто эти правила парковки нарушает.

Например, автовладельцев, разместивших машину на детской площадке или регулярно паркующих авто на гостевой стоянке. Для них максимальный штраф 500-1000 рублей. Но вот как понять, кто и насколько оставил машину, закон не уточняет. А потому с привлечением нарушителей большие сложности. А вот парковка коммерческого транспорта во дворе — совершенно иная история.
А вот парковка коммерческого транспорта во дворе — совершенно иная история. Коммерческим признается грузовой (всякие КАМАЗы, газели, фуры, техника) и пассажирский (микроавтобусы, автобусы, такси) транспорт, используемый юрлицами или ИП.

Так вот, с 1 января 2021 года вступили в силу поправки к Требованиям, утв. . В соответствии с ними с 1 января 2021 года более нельзя парковать такой коммерческий транспорт во дворах жилых домов. Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п.

4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199). Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт!

Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.

  • Во-вторых, распространяется запрет только на города федерального значения — Москву, СПб и Севастополь. Для других городов это правило не действует.
  • Во-первых, он касается автомобилей, которые вернулись из рейса или паркуются после рабочей смены для ночной стоянки. То есть, во дворах нельзя размещать автомобили для отстоя, он должен производиться на специально оборудованных стоянках. Но если вы заехали во двор для выгрузки, скажем, мебели одного из жильцов, в такой парковке нет ничего незаконного.
  • В третьих, Приказ, как и КоАП совершенно не предусматривает для нарушителей каких-либо санкций. Абсолютно непонятно, кто будет контролировать исполнение требований, и как будут реагировать государственные органы.

Можно ли парковать такси во дворе жилого дома? Конечно, но только не для ночного отстоя.

И опять же, если автомобиль используется жильцом дома для работы в такси (без оформления ИП) и одновременно как личный транспорт, Приказ бессилен — паркует он его как свой собственный, а не коммерческий автомобиль. Другой вопрос, на какой стоянке он его паркует. Если это гостевая стоянка, то такое размещение незаконно.

Только постоянная парковка, и только на удалении от жилого дома! А вы поддерживаете такие нововведения?

Вам газели во дворе не мешают?

Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Изменения в законодательстве о машино-месте

Фото Тимура Громова, Кублог На страницах нашего журнала мы не раз обращались к вопросу о правовом регулировании машино-мест. Правовой подход к новому для нашего государства объекту вещного права претерпел несколько серьезных изменений как в законодательстве, так и в судебной практике. Наконец, законодатель созрел для радикальных решений.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 315‑ФЗ

«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

должен покончить с правовой неопределенностью в области правового регулирования машино-мест. Напомним существующие проблемы и рассмотрим нововведения.

Еще в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 было указано на существование в судебной практике двух подходов к определению понятия машино-места. Походы к понятию машино-места в судебной практике Как самостоятельный объект недвижимости – недвижимое имущество, представляющее собой помещение в составе другого объекта недвижимости, – нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания Как часть объекта недвижимости.

Пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью При этом практика применения законодательства постепенно свелась к тому, что машино-место в большинстве случаев является частью объекта недвижимости.

Пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью При этом практика применения законодательства постепенно свелась к тому, что машино-место в большинстве случаев является частью объекта недвижимости. В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 отмечалось, что государственной регистрации права собственности на недвижимость предшествует постановка объекта на кадастровый учет.

При этом согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 221‑ФЗ и ст.

1 Федерального закона № 122‑ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении:

  1. объектов незавершенного строительства.
  2. помещений;
  3. земельных участков;
  4. сооружений;
  5. зданий;

Из всех названных объектов недвижимости машино-место больше всего подходит под понятие помещения.

В силу п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384‑ФЗ помещением признается часть здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 221‑ФЗ помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Следовательно, ключевым признаком в признании объекта недвижимости помещением является его изолированность.

Понятие машино-места в законодательстве отсутствует, имеется лишь понятие парковки (парковочного места), которым в силу п.

21 ст. 1 ГрК РФ признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. В связи с этим Минэкономразвития считает, что парковка (парковочное место) не отвечает критериям помещения и может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств. Постановка машино-места на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на этот объект возможны, только если машино-место создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение.

Одним из таких требований является п. 5.2.6 СП 154.13130.2013, в соответствии с которым в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. Конечно, на практике редко кто обустраивает машино-место как отдельное изолированное помещение. Единственным признаком, индивидуализирующим машино-место, является его номер и границы, нанесенные краской на полу.

Судебная практика считает это недостаточным для признания машино-места самостоятельным объектом недвижимости. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 № 10АП-15550/2014 по делу № А41-44784/14 указано, что спорные машино-места нельзя признать помещениями в том значении, которое имеет данный термин согласно Федеральному закону № 221‑ФЗ. В соответствии с ч. 6 ст. 41 этого закона местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения – на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.

Однако у спорных машино-мест нет наружных стен, границы обозначены условными линиями на полу. Одновременно суд указал, что общество вправе обратиться в бюро технической инвентаризации с заявлением о выдаче технического плана на многоуровневый паркинг с условными обозначениями и нумерацией машино-мест, с указанием площади каждого машино-места для последующей выдачи кадастровых паспортов.

Рекомендуем прочесть:  Договор мены дома на дом образец 2021

После постановки на государственный кадастровый учет здания (помещения), в котором находится машино-место, возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания (помещения) с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам машино-мест, находящихся в таких зданиях (помещениях). В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

На практике это положение может привести к определенным неудобствам.

В качестве примера можно привести Определение Красноярского краевого суда от 14.10.2015 № 4г-2039/2015.

Суть дела заключалась в том, что часть собственников машино-мест, недовольных качеством услуг по их содержанию, захотела сменить соответствующую организацию. Суд посчитал их действия неправомерными, указав следующее. Изначально функции по надлежащему содержанию подземной автостоянки участниками общей долевой собственности на нежилое здание были переданы ТСЖ, с которым сособственниками заключены соответствующие возмездные договоры управления на определенных условиях, чем сособственники реализовали принадлежащие им права, делегировали исполнение ряда своих обязанностей.
Изначально функции по надлежащему содержанию подземной автостоянки участниками общей долевой собственности на нежилое здание были переданы ТСЖ, с которым сособственниками заключены соответствующие возмездные договоры управления на определенных условиях, чем сособственники реализовали принадлежащие им права, делегировали исполнение ряда своих обязанностей.

Истцами был поставлен вопрос об изменении порядка владения и пользования общим имуществом – подземной автостоянкой, а именно о передаче нежилого здания в управление иного юридического лица и на иных условиях, что по общему правилу в силу требований ст. 247 ГК РФ возможно по соглашению всех участников общей долевой собственности. Статья 247 и иные нормы гл. 16 ГК РФ не определяют порядок достижения участниками общей долевой собственности соглашения по вопросам, связанным с владением и пользованием общим имуществом, в связи с чем соответствующие решения могут быть приняты сособственниками на общем собрании.

С учетом того, что порядок созыва общего собрания участников общей долевой собственности на нежилое здание не регламентирован нормами ГК РФ, подлежат применению положения ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, регулирующие сходные отношения, возникающие при созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Эта норма на момент возникновения спорных отношений предусматривала, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В данном случае имело место ненадлежащее извещение участников общей долевой собственности на подземную автостоянку о времени и месте проведения, повестке дня общего собрания (заказные письма с соответствующими уведомлениями не были вручены иным собственникам на момент проведения собрания). В результате суд решил, что между участниками общей долевой собственности на подземную автостоянку не достигнуто соглашение об изменении порядка владения и пользования нежилым зданием, о его передаче в управление ООО.Обратите внимание Однако проблемы существуют не только с реализацией права на владение и пользование машино-местом, но и с распоряжением машино-местом.

В силу ст. 250 ГК РФ собственник машино-места будет обязан, прежде чем продать его третьим лицам, предложить купить его другим собственникам машино-мест. Начиная с 02.06.2016 сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 122‑ФЗ).

При этом в силу п. 3 ст. 163 ГК РФ если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, то несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность. Таким образом, чтобы продать машино-место, необходимо не только извещать каждого сособственника, но и оплачивать услуги нотариуса, которые не отличаются своей доступностью.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 указано, что введение специального правового режима для машино-мест, позволяющего осуществить государственную регистрацию собственности на такой объект, возможно только при условии внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Как отмечалось выше, такие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315‑ФЗ.

Остановимся на наиболее важных положениях этого закона.

Во-первых, к недвижимым вещам отнесены предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п.

1 ст. 130 ГК РФ). Во-вторых, машино-место может быть предметом ипотеки (пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 102‑ФЗ «Об ипотеке»).

В-третьих, в ГрК РФ (п. 29 ст.

1) вводится понятие машино-места – предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. В-четвертых, местоположение машино-места будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения – на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (ч. 6.1 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ).

Границы машино-места будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности – в здании или сооружении) будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.

При этом площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования (ч.

6.2 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ).

Не забыл законодатель и о судьбе уже существующих машино-мест. Установлено, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу нового закона, признается машино-местом.

При этом замены и внесения изменений в правоустанавливающие документы не требуется, они сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ст. 6 Федерального закона № 315‑ФЗ).

Если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона № 218‑ФЗ, а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

При этом право общей долевой собственности на помещение, в границах которого располагаются машино-места, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником и регистрации им права собственности на машино-место.

Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест. Перечисленные нововведения вступят в силу 01.01.2017. * * * В заключение сформулируем выводы.

В настоящее время:

  1. владение и пользование машино-местом осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом;
  2. собственник машино-места обязан предложить купить его другим собственникам машино-мест, прежде чем продать его третьим лицам. Сделки по отчуждению машино-мест, оформленные как доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, подлежат нотариальному удостоверению.
  3. право собственности на машино-место оформляется посредством регистрации права собственности на долю в праве общей долевой собственности на помещение, здания или сооружение;

С 1 января 2017 года вводится понятие машино-места как самостоятельного объекта недвижимости.

Оно может быть предметом ипотеки.

Собственник машино-места может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на машино-место. См., например, статьи А. В. Мандрюкова «Что такое машино-место?» (№ 1, 2013), «О государственном кадастровом учете и государственной регистрации машино-мест» (№ 8, 2015), «Новые разъяснения по вопросам, связанным с машино-местом» (№ 2, 2014). Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384‑ФЗ

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

. СП 154.13130.2013. Свод правил «Встроенные подземные автостоянки.

Требования пожарной безопасности», утв.

Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117. Оставлено без изменения Постановлением АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Источник: : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

ПроКолёса24.ру

  1. >
  2. >
  3. Парковка на придомовой территории

Каждый год количество легкового автотранспорта на дорогах России увеличивается в геометрической прогрессии. И если проблемы с заторами и пробками на автомагистралях постепенно можно решить с помощью правильного дорожного планирования и устройства грамотных развязок, то проблемы с парковкой возле дома стоят очень остро.

Зачастую во дворах многоквартирных домов вспыхивают настоящие парковочные «войны»: незаконная парковка на придомовой территории (на детской площадке, газонах и т.д.), самозахват понравившегося места и т.д.

В этой статье разберемся, что является нарушением правопорядка и как российское законодательство предполагает решать вопрос парковки на территории многоквартирных домов.

Также вы узнаете, какие документы понадобятся для создания парковочной зоны и можно ли огораживать то место, где вы привыкли парковаться. Парковка на придомовой территории – это специальная зона во дворе дома для длительного хранения автомобиля. В идеале домашняя автостоянка должна соответствовать следующим двум важным критериям:

  1. не мешать пешеходам и жильцам, не имеющим автомобиля;
  2. быть удобной для автовладельцев.

Несмотря на кажущуюся простоту требований, найти консенсус зачастую не просто.

Те собственники, которые имеют личный транспорт – желают видеть его в непосредственной близости от дома, в пределах видимости.

Остальные жильцы предпочитают иметь под окнами клумбы, газоны, не просыпаться с утра под звуки рычания мотора и не страдать от незаконного захвата придомовой территории. Чтобы удовлетворить пожелания всех жильцов, в первую очередь, парковка должна соответствовать требованиям закона и действующим санитарным нормам.

Прямого законодательного акта, регулирующего создание и функционирование парковок на придомовых территориях, не существует.

Поэтому зоны жилых автостоянок должны удовлетворять требованиям различных нормативных актов. Самыми важными из них являются:

  • – устанавливает технические правила парковки (максимальная вместимость, расстояние до жилого дома и т.д.), которые должны соблюдаться при создании придомовой стоянки.
  • Жилищный Кодекс РФ – определяет право собственников жилых помещений на земельный участок, на котором расположен их общий многоквартирный дом (). Также регулирует право собственников самостоятельно принимать решение об использовании этого участка в целях создания парковки ().
  • – устанавливают запреты и правила движения, стоянки и парковки в жилой зоне. Определяют, является ли дворовая парковка проезжей частью и т.д.
  • – определяет перечень объектов недвижимости, относящихся к придомовой территории, а также обязанности собственников жилья по их содержанию и благоустройству.

Стихийной или незаконной парковка является в случаях:

  1. нарушения санитарно-технических норм и требований безопасности;
  2. противоречия действующим .

Проще говоря, если ваши соседи или граждане, не являющиеся собственниками квартир в доме, оставляют машины в неположенном месте, устанавливают ограждения, шлагбаумы и прочее без согласования с общим собранием жильцов и т.д., это является незаконным. Решить проблему можно одним из следующих способов:

  • В случае если парковка в вашем дворе не только незаконная, но еще и платная, следует написать жалобу в прокуратуру. Будет проведена доследственная проверка, по результатам которой будет возбуждено уголовное дело, а виновники понесут заслуженное наказание.
  • Написание коллективного или индивидуального заявления в местное отделение ГИБДД. Сотрудники автоиспекции проведут проверку законности создания парковки во дворе жилого дома и примут соответствующие меры по ее ликвидации.
  • Обратиться к управляющей компанию и обязать ее устранить стихийную стоянку.

Несмотря на то, что в повседневной лексике слова «парковка» и «стоянка» используется в качестве синонимов, с точки зрения закона эти понятия существенно отличаются и регламентируются различными правовыми актами.

  • Парковка является частью автомобильной дороги, создается как элемент благоустройства определенной части магистрали и выполняет вспомогательную функцию по решению вопроса стоянки транспортных средств (, ).
  • Автостоянка представляет собой специальную зону (здание, сооружение, часть здания, открытая площадка), предназначенную для хранения транспортных средств. Стоянки являются платными, и исполнитель услуг несет ответственность за сохранность чужого имущества ().

Таким образом, места для автотранспорта возле дома следует считать парковками – зоной временной остановки автомобиля, ответственность за который несет лично автовладелец. Очень часто незаконная парковка становится «яблоком раздора» среди соседей – жильцов одного дома.

Но иногда такие стоянки организуют лица, не проживающие в многоквартирном доме (например, сотрудники ближайших офисов и т.д.) Ради восстановления справедливости в ход идут следующие методы воздействия:

  • Если земля, на которой появилась незаконная стоянка автомобилей, относится к государственной или муниципальной собственности, самое верное решение – обратиться в местные органы самоуправления.
  • Использование спецтехники для устранения шлагбаумов, бетонных столбиков, цепей и прочих объектов заграждения территории. Важно помнить, что применение силового способа может иметь существенные последствия и стороны конфликта продолжат свои споры уже в суде.
  • Обращение в Жилищное управление. Сотрудники этой организации должны будут в 30-дневный срок рассмотреть жалобу жильцов и принять меры по устранению незаконной парковки.

Представители власти имеют право не только устранить незаконную парковку, но и наложить штрафные санкции на нарушителей ():

  1. должностных лиц – не менее 20000 руб.;
  2. физических лиц – не менее 5000 руб.;
  3. юридических лиц – не менее 100000 руб.

Не знаете, как правильно написать жалобу при обнаружении неправильно припаркованного авто?

Читайте статью: Не знаете, как правильно происходит парковку передним ходом? Смотрите об этом Если из-за парковки во дворе вашего дома нарушаются правила пользования автодорогами и имеется факт сознательного создания помех нормальному движению автотранспорта, необходимо писать жалобу в местное отделение ГИБДД. Этот документ может быть составлен в свободной письменной форме с указанием обязательных реквизитов:

  1. текст заявления с точным описанием ситуации во всех подробностях;
  2. контактные данные заявителя (ФИО, адрес проживания, номер телефона);
  3. перечисление госномеров тех автомобилей, которые припаркованы в этой зоне;
  4. адрес расположения незаконной парковки;
  5. контактные данные свидетелей.
  6. наименование органа ГИБДД;
  7. перечисление объектов блокировки, установленных на парковки (бетонные или металлические столбики, шлагбаум и т.д.);

В течение 30 дней с момента подачи жалобы жильцы многоквартирного дома получат мотивированный ответ, незаконная парковка будет устранена, виновные наказаны (КоАП РФ, , , , ).

В зависимости от ситуации, желаемого результата, а также того, кому принадлежит земля, на которой расположилась незаконная парковка, обращаться можно в следующие инстанции:

  1. администрация или муниципалитет;
  2. местное отделение ГИБДД;
  3. Жилищное управление;
  4. прокуратура;
  5. управляющая компания.

Жалобу необходимо отправлять по почте заказным письмом с обязательным уведомлением о вручении. Также можно относить заявление лично.

Важно чтобы ваш документ был соответствующим образом зарегистрирован, и ему было присвоен входящий номер.

Решение о создании парковки во дворе жилого дома может быть принято только собственниками квартир. Для этой цели созывается общее собрание жильцов и проводится голосование.

Если хотя бы 2/3 собственников выступают за создание автомобильной парковки, принимается положительное решение.

Это еще не все. Чтобы план по созданию парковки можно было исполнить, потребуется получить согласие от местного департамента по благоустройству и ГИБДД. Для этого потребуется собрать определенный пакет документов:

  1. протокол решения общего собрания собственников жилья;
  2. документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, на котором планируется создать парковку.
  3. проект будущей парковки;
  4. справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости;

Важно понимать, что инициатива исходит от самих жильцов. Именно от их решения зависит как, когда и какой будет парковка в их доме.

Она может представлять собой два шлагбаума на въезде или выезде, а может быть платной, технически оснащенной зоной, доходы от которой будут направлены на благоустройство остальных территорий.

Для того чтобы парковка во дворе вашего дома соответствовала всем требованиям законодательства, необходимо соблюдать определенные нормативы:

  • Парковка более чем на 100 машиномест должна быть оборудована специальным выходом к общегородской транспортной сети и т.д.
  • Открытая стоянка должна быть рассчитана не более, чем на 50 машиномест.
  • Расстояние парковки до жилого дома рассчитывается исходя из ее размеров (10 машин и менее – в 10 м от дома, на 300 машин и более — в 50 м).
  • При создании стоянок закрытого типа (гаражное строение) необходимо учитывать требования пожарной безопасности (), которые обязывают возводить перегородки между боксами из кирпича или бетона.
  • 10% мест на стоянке должно быть отведено для парковки автолюбителей-инвалидов. При этом важно знать, как обозначаются такие места, чтобы разметка соответствовала требованиям ПДД и действующему законодательству.

Жильцы многоквартирного дома, при наличии решения общего собрания, имеют права:

  1. оборудовать парковку на придомовой территории;
  2. сдавать отдельные места или весь парковочный комплекс в аренду;
  3. получать прибыль от использования придомовой территории и использовать ее на благоустройство многоквартирного дома или иные цели.

Если жильцы дома могут долго сомневаться является ли организованная во дворе дома парковка законной, то специально уполномоченные службы без сомнений эвакуируют автотранспорт нарушителей. При этом не имеет значения личный это автомобиль, служебный или гостевой. Поводом для эвакуации является:

  1. постановка машины на пешеходном переходе или в непосредственной близости от него (5 м).
  2. парковка на газонах, детских площадках, тротуарах;
  3. постановка машины вторым или третьим рядом;
  4. создание препятствий для нормального функционирования дорожного движения;
  5. парковка авто на местах, отведенных для стоянки автомобилей, принадлежащих инвалидом;

По статистике наибольшее количество ДТП с участием детей происходит именно на придомовой территории.

Это объясняется тем, что в своем дворе и дети и водители расслабляются, не ждут опасности и происходит непоправимое. Чтобы обеспечить безопасность детям, необходимо:

  1. всегда соблюдать скоростной режим, ведь ребенок может выбежать неожиданно с детской площадки, из подъезда и т.д.;
  2. прививать детям культуру поведения на дороге, объяснять на примере своего двора, где находятся опасные места;
  3. быть предельно внимательным и аккуратным при езде задним ходом, не забывая о слепой зоне, в которой маленького ребенка практически невозможно заметить;
  4. взрослым тщательно следить за детьми и не оставлять их одних на проезжей части.

Хотите узнать правила парковки по разным дням? Смотрите об этом в статье: Не знаете, как происходит боковая парковка?

Читайте об этом Детальная схема парковки, представлена

Стой, кто едет!

С нового года столь дорогие сердцам автолюбителей машино-места превратятся в полноценные объекты недвижимости. Их можно будет на законных основаниях оформлять в личную собственность, а главное совершенно легально дарить, продавать и передавать по наследству. «Российская газета» решила прояснить у специалистов детали, а заодно поинтересоваться, как обстоит дело с машино-местами во дворах новостроек и в какую сумму обходится владельцам авто «место под солнцем».

Машин сейчас так много, что находить для них «место под солнцем» очень непросто. Фото: Максим Шеметов / ТАСС С 1 января начинает действовать , который наконец-то объявил машино-места недвижимостью.

Прежде всего законодатель объяснил, что он считает машино-местом и какими признаками, по его мнению, оно должно обладать, объясняет адвокат Олег Сухов, руководитель «Юридического центра адвоката Олега Сухова», глава «Гильдии юристов рынка недвижимости».

По норме Градостроительного кодекса РФ машино-место — это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства.

При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах в обязательном порядке должны быть зафиксированы в Росреестре. Если проанализировать эту новеллу, то можно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом — домом, зданием или постройкой.

Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами. Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен.

Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж.

С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен.

Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек. С 2017 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений.

Такой участок в любом случае — объект недвижимости. Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. — Прим. ред.). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является.

Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны изначально содержать информацию обо всех его машинных местах без исключения.

Кстати, на техплане они будут изображаться в виде простых геометрических фигур. Кроме того, каждое машино-место получит свой кадастровый номер. Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то им не стоит беспокоиться.

Если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом дольщикам. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и так далее.

Теперь такие судебные акты исключены. Более того, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно даже согласия остальных участников на выдел доли. Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекратит свое существование с выходом последнего участника.

С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее. Если внимательно изучить все новеллы, то можно понять, что они просто узаконили сложившуюся практику и оборот машино-мест. Их и так раньше продавали, закладывали, арендовали.

Впрочем, на легальной основе совершались сделки только с огороженными местами.

Теперь же законодатель ввел в гражданский оборот и неогражденные участки.

Новый закон предусмотрел обязательное внесение сведений о машино-местах и их границах в госреестр недвижимости.

Ну и наконец, он позволил дольщикам парковок, являющихся частью здания, получить свои доли в натуре.

С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые никак не связаны со зданиями и сооружениями. Но рано или поздно законодателю придется вернуться к этому вопросу. Детали Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома.

Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру. В элитном и премиум сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами, существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест.

В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе — на автомобили класса D, а в элитном сегменте — на автомобили класса E.

Стоимость машино-места зависит от локации и класса проекта. По данным аналитического и консалтингового центра EstaTet, в массовом сегменте в Москве средняя цена машино-места составляет 1,6 миллиона рублей, минимальная — 300 тысяч рублей, максимальная — 4 миллиона рублей.

При одновременной покупке квартиры и машино-места есть шанс получить на него скидку от застройщика В бизнес-классе средняя цена составляет 2,7 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена — 1,165 миллиона рублей, максимальная — 5,1 миллиона рублей. В более дорогих сегментах средняя цена — 4,8 миллиона рублей за машино-место.

Минимальная цена составляет 2,5 миллиона рублей, максимальная — 8,8 миллиона рублей. При покупке доли паркинга одновременно с квартирой можно рассчитывать на внушительные скидки, — отмечает генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. — Сейчас разные застройщики могут предлагать скидки от 30 до 50 процентов.

Если же клиент покупает сначала квартиру, а потом уже место для машины, но все же до сдачи его в эксплуатацию, он может рассчитывать на скидку порядка 10 процентов».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+