Статья 85. Ревизионная комиссия общества
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.Положения настоящего Закона (в ред. от 19.07.2018 ) о ревизионной комиссии к ревизору, избранному в соответствии с уставом общества на 19.07.2018.(в ред.
Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1.
Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.(абзац введен Федеральным от 07.08.2001 N 120-ФЗ; в ред.
Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1.1.
Положения устава непубличного общества об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества, могут быть предусмотрены при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами этого общества.(п.
1.1 введен Федеральным от 19.07.2018 N 209-ФЗ)2.
Компетенция ревизионной комиссии общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.(в ред. Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.(в ред.
Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.(в ред.
Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
Ревизионная комиссия общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)6. Члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.(в ред. Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)Акции, принадлежащие (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.(в ред. Федерального от 19.07.2018 N 209-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.
85. Ревизионная комиссия общества
Вопрос: В акционерном обществе (не публичном) по решению акционеров была избрана ревизионная комиссия. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) предусмотрено уставом.
Можно ли в протоколе годового собрания акционеров указать об этом и утвердить бухгалтерскую отчетность общества за 2015 год в отсутствие заключения ревизионной комиссии (вероятно, что на дату общего собрания акционеров в 2016 году будет отсутствовать заключение ревизора)? У общества имеется аудитор, заключение которого будет получено в установленные сроки. Возможно ли использование заключения аудитора для целей утверждения отчетности вместо заключения ревизионной комиссии (ревизора)?
(ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)
В акционерном обществе (не публичном) по решению акционеров была избрана ревизионная комиссия. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) предусмотрено уставом общества, функции данного органа изложены в соответствии с требованиями законодательства в общем порядке.
Можно ли в протоколе годового собрания акционеров указать об этом и утвердить бухгалтерскую отчетность общества за 2015 год в отсутствие заключения ревизионной комиссии (весьма вероятно, что на дату общего собрания акционеров в 2016 году будет отсутствовать заключение ревизионной комиссии (ревизора))? У общества имеется аудитор, заключение которого будет получено в установленные сроки.
Возможно ли использование заключения аудитора для целей утверждения отчетности вместо заключения ревизионной комиссии (ревизора)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Факт проведения аудита годовой отчетности общества не исключает необходимости подтверждения достоверности такой отчетности заключением ревизионной комиссии общества. В приведенной ситуации общее собрание акционеров не вправе рассматривать вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества в отсутствие заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Обоснование вывода: Согласно Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества (далее также — АО) общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. В силу Закона об АО достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (смотрите также , Закона об АО).
Кроме того, абзацем вторым этого же пункта предусмотрено, что общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Как видно из приведенных норм, предусмотренные ими требования о подтверждении достоверности данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, заключением ревизионной комиссии (ревизора) и о проведении ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности являются самостоятельными и выполнения только одного из них недостаточно.
Закона об АО вопросы об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО отнесены к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом, в отличие от Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которого предусмотрено, что общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества, Закон об АО аналогичных положений не содержит.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что заключение ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу Закона об АО относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества.
Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.
Именно с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) общее собрание акционеров решает вопрос о наличии оснований для утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО. Деятельность же аудитора в акционерном обществе не может заменить тех функций, которые отнесены законодательством к компетенции ревизионной комиссии (ревизора). На основании вышеизложенного мы полагаем, что по смыслу положений об АО общее собрание акционеров непубличного общества, в устав которого не включены в установленном порядке положения о том, что ревизионная комиссия в обществе не формируется ( ГК РФ), не вправе утверждать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в отсутствие заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, подтверждающего достоверность данных, содержащихся в данной отчетности.
Этот подход подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа по делу N А65-4627/2010, , , ФАС Северо-Кавказского округа по делу N А32-21924/2010, ФАС Дальневосточного округа , Девятого арбитражного апелляционного суда , Шестого арбитражного апелляционного суда ).
————————————————————————- *(1) Отметим, что ГК РФ допускает возможность включения в устав непубличного общества положений об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества. Соответствующее решение должно быть принято единогласным решением участников (учредителей) непубличного общества. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.
Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга: Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе. Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня. Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
2 октября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:
Ревизионная комиссия ТСЖ
//Ревизионная комиссияДеятельность Товарищества собственников жилья, как и любой иной организации, нуждается в строгом контроле, ведь его задача – полноценное регулирование операций, связанных с общим имуществом граждан. Для этого в рамках ТСЖ происходит создание специализированных исполнительных структур. Наряду с общим собранием и председателем немаловажную роль играет деятельность ревизионной комиссии ТСЖ.В и ЖК РФ предусматривается создание органа, наделенного полномочиями, связанными с контролем в отношении деятельности ТСЖ.
А в речь идет о необходимости избрания так называемой ревизионной комиссии в рамках проведения общего собрания ЖСК на временной период не более 2-х лет. Общее понятие РК рассматривается в того же документа.Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.ВниманиеЗаконодательство гласит, что члены ревизионной комиссии ТСЖ обязаны не меньше чем раз в год осуществлять плановые проверочные мероприятия хозяйственной и финансовой деятельности товарищества собственников жилья, а также давать заключения о создании сметы доходов и расходов за прошедший год (п.
1.1 ). Общие положения, связанные с деятельностью ревизионной комиссии ТСЖ, предоставляются в .Избрание ревизионной комиссии осуществляется на основании общего собрания членов ТСЖ. В составе не могут присутствовать члены ее правления.
Именно из этой группы лиц происходят выборы председателя.Основной документ, регламентирующий деятельность ревизионной комиссии ТСЖ – Жилищный кодекс РФ. В процессе изучения данного вопроса следует опираться на следующие статьи:
- «Ревизионная комиссия жилищного кооператива»;
- «Общее собрание членов ТСЖ», в п. 2 сказано, что силами этого мероприятия производится выбор состава РК;
- в ред. от 05.02.2018 г.
- «Ревизионная комиссия» включает в себя понятие и определение РК, а также основные правила ее формирования.
- «Общее собрание членов жилищного кооператива», в которой предусмотрены порядки и нормы его проведения;
Кроме того, ревизионная комиссия ТСЖ в процессе своей деятельности опирается на Положения, составленные в рамках собрания, в которых и прописаны все полномочия, обязательства, порядки проведения проверок.
Член ревизионной комиссии вовсе не обязан вступать в ТСЖ и быть его активным участником. Лишь правление избирается из их числа, а формирование ревизионной комиссии происходит на базе всех собственников квартир МКД.
В п. 2 сказано, что правление избирается только из членов ТСЖ в рамках общего их собрания. В речь ведется о том, что РК подлежит избиранию общим собранием членов ТСЖ, но оговорок о том, что выбор производится строго из членов ТСЖ, не имеется.Процедура, связанная с избранием ревизоров, осуществляется в рамках общего заседания, сформированного членами ТСЖ.
Практика демонстрирует такую картину, что в львиной доле ситуаций на этом же заседании производится выбор и членов правления.
Следующий этап – утверждение председателя ревизионной комиссии. Именно на него будет возложена вся ответственность, связанная с деятельностью органа, поэтому все голосующие к выбору данного лица должны отнестись максимально серьезно.
Председатель будет наделен полномочиями, которые необходимы для подписания важнейших документов – отчетов, описей, смет.В сказано, что по истечении двухлетнего временного периода ревизионная комиссия обязуется прекратить свое функционирование. Это связано с тем, что избрание органа осуществляется лишь на временной отрезок, составляющий 2 года. Когда этот срок проходит, избирается новая ревизионная комиссия.ВАЖНОЗакон (ст.
147, 150 ) предусматривает возможность досрочной процедуры избрания РК.
В качестве основания для прекращения деятельности выступает решение хотя бы 25% членов ТСЖ, которые проголосовали за переизбрание ревизионной комиссии.В рамках своего функционирования ревизионная комиссия осуществляет проверочные мероприятия в отношении нескольких моментов, связанных с деятельностью ТСЖ.
- Оценка соответствия осуществляемой деятельности целям, оговоренным в уставном документе. Обеспечение полноценной сохранности материальных ценностей и основных финансовых ресурсов.
- Контроль расходования финансовых ресурсов с расчетного баланса. Обоснованность издержек, которые были осуществлены в связи с прямой и непосредственной деятельностью ТСЖ. Соблюдение порядков в отношении оплаты труда должностных лиц.
- Обоснованность расчетных операций, фигурирующих в смете доходов и расходов. Нюансы по ее исполнению и порядкам перечисления взносов, являющихся обязательными. Соблюдение финансовой дисциплины и общих правил бухгалтерского учета.
Проверочные мероприятия, осуществляемые силами ревизионной комиссии, могут носить плановый и внеплановый характер. В процессе их назначения председателем определяются сроки и объемы предстоящих работ.
По завершении составляется акт с итогами проверки и указанием неточностей и погрешностей в работе товарищества. Его подписанием занимаются все участники комиссии и в том числе председатель.
В прописано, что РК избирается в рамках общего собрания и соответственно находится лишь в его подчинении.ВниманиеВ прописано, что действует ревизионная комиссия ТСЖ в течение двух лет.В этот временной период она наделена следующим набором полномочий:
- отслеживание целесообразности использования средств ТСЖ;
- проверка совершаемых сделок на предмет законности;
- наблюдение за материальным положением Товарищества;
- регулирование правильного заполнения налоговых, отчетных документов;
- осуществление ревизии.
- изучение ревизором жалоб, которые написаны участниками объединения;
- проверочные мероприятия в отношении финансовой отчетности и прочих бумаг;
- контроль проведения оплат и проверка полноты внесения всевозможных платежей;
За качественно проведенную работу ревизорам ТСЖ могут полагаться начисления в виде вознаграждений, размерные показатели которых утверждаются в рамках собрания членов ТСЖ.Вот основной перечень прав, которыми традиционно наделена ревизионная комиссия ТСЖ:
- владение непосредственным доступом к основным документам ТСЖ, в т. ч. к бухгалтерской отчетности;
- контроль распределения ТСЖ финансовых ресурсов;
- прошение у правления предоставления документов и ресурсов для совершенствования работы органа.
- привлечение к работе сторонних лиц, если это приведет к повышению результативности функционирования ТСЖ;
- наличие доступа к смете затрат и слежение за их обоснованностью;
К сведениюОбщие права ТСЖ прописаны в , а частные правомочия ревизионной комиссии оговариваются в рамках Положения, составленного на общем собрании.В Положении , издаваемом силами членов ТСЖ, обязательно прописывается перечень обязанностей ее участников.
Традиционно он включает в себя следующие направления:
- осуществление внеочередного собрания при возникновении форс-мажорных обстоятельств и вопросов, нуждающихся в принятии незамедлительных решений;
- составление заключительных документов по результатам проверки, и делать это нужно в письменном виде (а затем в срок не более 15 дней направить их на рассмотрение в правление Товарищества);
- предоставление участникам ТСЖ сведения об итогах проведения ревизионных мер за отчетный период в сроки, предусмотренные нормами закона;
- обеспечивать фиксирование материалов о ежегодных издержках и поступлениях, если осуществление аудиторских мероприятий извне не предусмотрено.
- проведение проверочных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной работы хотя бы раз в год;
- организация реализации права иных членов ТСЖ на получение доступа к расходно-доходным бумагам, сметам, отчетностям за текущий годовой период;
Дополнительная информацияНормы и нюансы проведения заседаний определены в Положении, составленном на основании ФЗ№66 от 15.04.1998 г.
«О садоводческих, дачных и прочих некоммерческих объединениях граждан»
.Согласно нормам (преимущественно раздел 6, гл. 13-14), цели проведения проверок ревизионной комиссией ТСЖ заключаются в следующем:
- контроль документации, которая подтверждает основные статьи поступлений и издержек на некоммерческие нужды;
- определение соответствия между отчетами относительно всех статей;
- контроль факта своевременности предоставления этих статей;
- выявление необходимости ведения определенных направлений поступлений и затрат;
- ведение проверочных мероприятий на предмет соответствия кассовой отчетности выпискам и счетам из банка.
Схема, в рамках которой функционирует ревизионная комиссия, подлежит определению и регулированию со стороны собрания ().
Обычно проверки проводятся раз в год, если вести речь о плановых мероприятиях. Что касается внеплановых ревизий, в качестве оснований для их организации выступают следующие обстоятельства:
- поступление письменного требования со стороны председателя или правления товарищества собственников жилья;
- личная инициатива ревизионной комиссии относительно проведения проверки.
- поручение, данное со стороны собрания лиц, которые являются полноправными членами ТСЖ (об этом праве сказано в и ЖК РФ);
Плановое мероприятие должно стартовать не позднее 15 суток с момента начала финансового годового периода. Оно не должно создавать никаких помех и нарушений в отношении рабочего режима.
Каждый из этапов подразумевает предоставление со стороны РК соответствующих отчетов, а через 30 дней с момента завершения комиссия обязана подготовить заключение о проделанной работе.Заседания ревизионной комиссии осуществляются в соответствии со следующими правилами и нормами ():
- принятым каждое отдельное решение в РК считается в той ситуации, если за него отдало голос не менее 50% всех членов ТСЖ.
- у каждого из участников объединения имеется как минимум право на один голос (при их одинаковом количестве финальное решение определяется волей председателя);
- законодательство не имеет оговорок относительно количества заседаний, которые нужно обязательно провести на протяжении определенного срока, так что они осуществляются по необходимости, например, по факту инвентаризации или иных форм проверки;
- о том моменте, что будет проведено заседание, обязательно необходимо уведомить сторону председателя правления как минимум за 3 дня до предполагаемой даты проведения;
- собрание участников ревизионной комиссии осуществляется на базе соответствующего приказного документа, который выдается со стороны председателя;
Задача ревизионной комиссии ТСЖ заключается в составлении текущего и ежегодного акта. Первый документ предполагает фиксирование нарушений, выявленных в ходе ревизии, в то время как второй включает в себя несколько пунктов:
- подписи всех участников.
- факт принятия мер по ним;
- лист проведенных ревизий с описанием направленности и целесообразности;
- список членов комиссии с указанием данных;
- сведения о проведенных на протяжении года ревизиях;
- состав комиссионной группы и привлеченные участники;
- отчет о расходах за отчетное время;
- перечисление нарушений;
Еще один документ – отчет. Он должен содержать полноценную информацию, т.
к. является главным. Обязательно следует включить в документ пункты:
- прошедшие собрания;
- промежуток времени проверки;
- выводы.
- источники финансирования;
- список ответственных индивидуумов;
- целевые направления расходования денег;
- всевозможные нарушения;
ВАЖНОВ итоговом документе должна содержаться таблица о том, что деньги поступили на счет ТСЖ, а также информация о расходных мероприятиях. Под таблицей следует указать ее общее описание и предоставить необходимые разъяснения.
Далее идут рекомендации от РК, связанные с ликвидацией недостатков, проведением мер, нацеленных на их устранение.
Завершается документ непосредственным оцениванием деятельности ТСЖ со стороны комиссии.
Ключевое требование состоит в том, что бумага должна быть завизирована председателем и сотрудниками структуры.РК – весьма значимое звено, деятельность которого необходима в целях поддержания высокоуровневой хозяйственной деятельности Товарищества.Ответственность ревизионной комиссии перед правлением ТСЖ, его членами и собственниками квартир в целом заключается в следующих нюансах:
- обеспечение документооборота, связанного с операциями и сделками, проводимыми в рамках деятельности Товарищества;
- проведение проверок в должные промежутки времени или по требованию жильцов;
- привитие всем участникам Товарищества дисциплины в отношении своевременности проведения мероприятий;
- привлечение к процессу разбирательств различных экспертов;
- предоставление отчетных документов.
- привлечение к ответственности лиц, виновных в сложившихся обстоятельствах;
ВниманиеКак и любое юридическое лицо, ревизионная комиссия в рамках Товарищества несет ответственность за действия, приведшие к жертвам и убыткам, или бездействие в рамках своей компетенции. Мера ответственности подлежит определению со стороны собрания Товарищества.Предоставление отчетности о деятельности комиссии производится в адрес всех членов правления.
Последние новости по теме статьи
- Октябрь 3, 2021 Войсковая часть 83466
- Октябрь 3, 2021 Приказ проведения внепланового инструктажа при несчастном случае
- Октябрь 3, 2021 Где находятся терминалы яндекс кошелька
- Октябрь 2, 2021 Как определить детскую поликлинику по адресу проживания в москве
- Октябрь 2, 2021 Отключили свет за неуплату подключили сами что будет форум
- Октябрь 3, 2021 Отучиться на стюарда в москве со стипендией