Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Система источников права в федеративной республике германия

Система источников права в федеративной республике германия

Административное право Федеративной Республики Германии

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 21.02.2016 Размер файла 38,2 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Содержание германия административный источник Введение Глава 1. Общая характеристика источников административного права Федеративной Республики Германии 1.1 Понятие и система источников административного права ФРГ Глава 2.

Правовая характеристика источников административного права Федеративной Республики Германии 2.1 Особенности источников административного права ФРГ, их анализ Заключение Список используемой литературы В юридической науке среди различных отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного, трудового) административное право является одной из ведущих отраслей. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, которые повседневно возникают в различных сферах общественной и государственно жизни.

Административное право зарубежных стран связано с регулированием административной, управленческой деятельности государства и позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений. Государственная управленческая деятельность появилась одновременно с возникновением публичной власти, поэтому даже на самых ранних этапах развития государственности принимались правовые нормы, регулирующие отдельные вопросы управленческой деятельности.

Возникновение административного права зарубежных стран связано с принципиально другим подходом: с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства.

Вся деятельность государства подчинена интересам общества. Поскольку административное право в современных зарубежных странах — разветвленная отрасль правовой системы, то административная наука многих государств, сформировало устойчивое представление об основных ее институтах: принципе разделения властей, роли и месте органов исполнительной власти, государственном управлении, государственной службе, публичной администрации и т.д. В зависимости от принадлежности государства к определенной правовой системе зависит содержание административного права.

Федеративная Республика Германия относится к континентальной системе права, где административное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус[1]. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами. В странах с континентальной системой права, предметом административного права являются вопросы публичного управления, а именно: создание, структура, функции, организация деятельности административных органов и учреждений; административные акты; административные процедуры; публичная служба; контроль над административной деятельностью, в том числе организация административных судов и административного судопроизводства.

Определив место административного права в правовой системе государства, необходимо установить внешние формы выражения данного права. Другими словами выяснить источники права Федеративной Республики Германии (ФРГ). Целью курсовой работы является изучение системы источников административного права ФРГ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: — определить понятие источников административного права ФРГ; — изучить систему источников административного права ФРГ; — дать правовую характеристику источникам административного права ФРГ.

В работе изучены нормативные документы: Основной закон ФРГ, а также научные труды таких авторов, как: Кикоть В.Я., Козырин А.Н., Баглай М.В.

и др. Курсовая работа состоит из введения, глав, параграфов, заключения, списка используемых источников.

В юридической науке под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Обычно выделяют три группы юридических источников: нормативные правовые акты, обычаи, судебные прецеденты[2]. Система источников права характеризует состояние правовой семьи и является наиболее важным критерием их классификации.

Категория «правовая семья» обозначает совокупность национальных правовых систем, которые объединены общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, методов и путей развития[3].

Данное понятие, связанно со сравнительным правоведением, имеет важное значение для определения специфики видовой классификации источников права в правовой системе.

«Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями»[4]. Природа источников права и способы их толкования в качестве критерия классификации («правовой стиль») были применены немецким юристом К.
Природа источников права и способы их толкования в качестве критерия классификации («правовой стиль») были применены немецким юристом К.

Цвайгертом. В настоящее время в юридической науке более распространена классификация Р.

Давида, имеющая в основе идеологический критерий, к которому относятся факторы религии, философии, экономический и социальный критерий, а также критерий юридической техники, которые должны использоваться в совокупности. Учеными была предложена идея трихотомии — выделение трех «правовых семей» (романо-германской, англосаксонской, социалистической), к которым присоединялся оставшийся юридический мир, который охватывает четыре пятых планеты и называется «религиозные и традиционные системы»[5]. ФРГ является страной континентальной системы и входит в романо-германскую правовую семью.

Федеративная Республика Германия в качестве представителя романо-германской правовой семьи не имеет единого определения источников права и единого о них представления, если возникают противоречия между источниками права или в самом праве, приверженец романо-германского («цивильного») права будет искать «справедливое решение» вопроса в нормах права, содержащихся в законодательных актах. Вопреки многообразию взглядов, и подходов к определению понятия «источник права», в романо-германской правовой семье, в ФРГ, традиционно преобладает формально-юридический подход. Формально-юридическое признание «источника права» как доминирующего начала и представление о нем в системе романо-германского права никогда не абсолютизировались и не отрывались от других представлений об источниках права.

В обратном случае это может привести к одностороннему и весьма несоответствующему представлению о нем как применительно к романо-германской правовой семье в целом, так и в отношении составляющих ее правовых систем ФРГ.

Односторонний, формально-юридический подход к источникам романо-германского права, безусловно, самым отрицательным образом отразился бы на деятельности судебных органов, на правовой обоснованности и убедительности их решений, так как они были бы лишены возможности обращаться в случае необходимости помимо двух указанных видов источников права (законов и обычного права) к другим, не менее важным видам.

Все правовые семьи относится к своему особому типу правовой цивилизации, каждая из которых обладает своей системой правовой идентификации. Источники административного права ФРГ следует представить в виде определенной системы, главным элементом которой является Основной закон (Конституция) и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата), а также нормотворчество органов публичной администрации, включая правительственные органы управления. Определенное место в системе источников права ФРГ занимают решения Федерального административного суда по некоторым вопросам и нормы международных соглашений[6].

Согласно Конституции ФРГ административная деятельность осуществляется на пяти ступенях. Первой ступенью является административная деятельность органов федерации.

Второй ступенью является деятельность земельных административных органов. Третьей ступенью является деятельность администрации округов, находящихся под контролем правительства земель. Четвертой ступенью является деятельность администрации районов и городов на уровне районов.

Пятой ступенью является деятельность администрации общин.

Действия (акты) вышеуказанных органов, имеющих общенормативное (но не индивидуальное) значение, представляют собой источники права.

Административная деятельность на уровне первой ступени, а именно деятельности органов федерации, находит выражение в нормотворчестве федерального президента, правительства и федеральных учреждений.

Президент ФРГ обладает вершиной исполнительной власти в стране.

Президент ФРГ имеет право назначать и увольнять в отставку федеральных министров, а также предлагать бундестагу кандидатуру канцлера. Помимо этого, президенту представлено право, участвовать в заседаниях правительства а, следовательно, и участвовать в выработке решений, обретающих форму нормативного акта, что придает большую значимость роли президента. Все федеральные чиновники и офицеры назначаются и увольняются президентом по представлению соответствующих ведомств.

В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Однако Правительство в первую очередь направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения.

В случаи, если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а потом передает его в Бундестаг.

Все новые законы рассматриваются Бундестагом в объеме трех чтений.

При первом чтении рассматривается информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты.

Однако Бундестаг имеет право назначить срок второго чтения законопроекта и без передачи его в комитеты.

При втором чтении — обсуждается редакция, предложенная комитетом.

Проходят дебаты, вносятся изменения.

Каждая поправка голосуется. При третьем чтении — поправки могут вносить только от имени фракций, после этого проводится голосование по законопроекту в целом. Актами высших представительных органов (бундестага и бундесрата) являются: — конституционные законы — принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах; — «федеративные» — принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата; — обычные законы — принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом. Федеральное правительство, объединяя и направляя разветвленную сеть исполнительных органов, может оказывать влияние на все стороны жизни страны.

Компетенцией правительства ФРГ является издание постановлений во исполнение законов, а по некоторым вопросам правительство (с согласия бундесрата) имеет право издавать указы, имеющие силу закона.

Помимо этого, федеральное правительство по согласованию с бундестагом разрешает споры, касающиеся полномочий нижестоящих органов на принятие указов и актов управления.

При издании актов управления правительство имеет цель регулировать отношения в хозяйственных и социальных областях.

Федеральное правительство имеет право требовать от всех учреждений, в том числе и от правительственных учреждений земель, предоставления необходимых ему документов. Федеральное правительство может направлять во все учреждения своих уполномоченных для надзора за законностью. В ряде случаев бундестаг имеет возможность делегировать правительству право издавать акты по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции (делегированное законодательство).

Федеральное правительство самостоятельно определяет свой регламент, который нуждается в одобрении Федерального президента[7]. Основным законом не устанавливается число членов правительства, он только определяет, что федеральное правительство состоит из федерального канцлера и федеральных министров[8], и что федеральный канцлер имеет обязанность назначать одного из федеральных министров своим заместителем[9].

Федеральный канцлер избирается без прений бундестагом по предложению Президента республики большинством его членов. Полномочием федерального правительства имеющее особое значение является осуществление законодательной инициативы, возможность включать в бюджет новые расходы или допустить их в будущем.

Федеральное правительство имеет право с разрешения бундестага издавать общие административные предписания, осуществлять наблюдения за выполнением землями федеральных законов в соответствии с действующим правом. Для осуществления этой задачи федеральное правительство имеет право посылать своих уполномоченных в высшие учреждения земель, а с их согласия — также и в подчиненные учреждения. В определенных случаях федеральное правительство может получить на основании федерального закона, издаваемого по этому поводу, право давать высшим органам управления земель конкретные указания по выполнению федеральных законов.

Постановления федерального правительства нормативные акты, контрассигнуемые компетентными отраслевыми министрами. Постановления регистрируются ведомством федерального канцлера, после чего вступают в силу.

Все федеральные министры назначаются и увольняются федеральным президентом по представлению федерального канцлера.

Их полномочия начинаются с момента принесения присяги и заканчиваются после созыва нового бундестага. Законом прямо не оговорено, какие акты может издавать министр, но Основной закон устанавливает, что «закон может уполномочить.

федерального министра. издавать постановления»[10]. Министр не может быть депутатом бундестага.

Федеральный конституционный суд занимает особое место в политической системе страны, находится в одном ряду с другими федеральными органами, такими, как бундестаг, бундесрат, президент или федеральное правительство. Федеральный конституционный суд уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Основной закон ФРГ наделяет суд правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат Конституции.

Федеральный Конституционный Суд состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей. Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и потому имеет название в повседневной жизни «сенатом основных прав».
Первый сенат занимается преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и потому имеет название в повседневной жизни «сенатом основных прав». Второй сенат рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и государственными органами, и потому часто имеет название «государственно-правовым сенатом».

К его ведению относятся, и дела о запрете политических партий. Огромное практическое значение имеют рассматриваемые Федеральным Конституционным Судом споры между Федерацией и землями, между самими землями, а также заинтересованными государственными органами об их компетенции в случаях, когда стороны не могут прийти к единому толкованию конституционных положений Основополагающим принципом публичного управления в ФРГ является принцип законности этого управления.

Принцип законности публичного управления, представляет собой выражение принципа разделения властей. Согласно этому принципу законодательная власть устанавливает подчиненность управления закону и требует обоснованности закону действий публичного управления.

Принцип законности управления означает, что любое мероприятие публичного управления, затрагивающее чьи-либо интересы, в том числе и интересы третьих лиц, должно соответствовать существующей системе права, т.е. быть правомерным в материальном смысле и применительно к конституционному строю. Системой органов судебной власти, на которую ложится обеспечение законности в деятельности публичной администрации, являются суды административной юстиции ФРГ.

Федеральный административный суд выступает в основном в качестве кассационной инстанции и лишь изредка — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Основная масса дел рассматривается судами второй инстанции, т.

е. земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции.

Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ.

Споры по поводу издания актов по вопросам социального обеспечения рассматриваются судом по делам социального обеспечения.

В обоих случаях речь идет о специализированных судах административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств.

Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

По установленному в ФРГ порядку рассмотрения исков в судах административной юстиции судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на акты управления, которые оспариваются (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично.

Принесение протеста, по общему правилу, приостанавливает действие акта в его опротестованной части. Не допускается изменение акта в худшую сторону для лица, принесшего протест. Иски, рассматриваемые в судах административной юстиции ФРГ, принято делить на три вида: иски об оспаривании актов управления, иски об издании акта, иски об установлении факта издания акта.

Правовая система ФРГ отражает ее федеративный характер. Она состоит из норм, формирующих содержание нормативных актов, издаваемых на уровне федерации, а также государственными органами земель. Конституция ФРГ гласит, что «федеральное право имеет перевес над правом земель»[11].

Положениями Основного закона земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли — парламент, исполнительную власть земли — правительство и т.д.), но они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом. Особенностью основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства.

Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов конституции.

Основное внимание в основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой.

В ней установлено, что конституционный строй земель должен соответствовать принципам республиканского демократического правового государства в смысле основного закона ФРГ, что федерация дает свои гарантии о соответствии конституционного строя земель требованиям основного закона, записанным в данной статье. Исполнение государственных полномочий и задач является делом земель, так как основным законом не установлено или не допускается другое регулирование и вместе с тем отмечается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель в данной статье[12].

Иными словами, речь идет о предполагаемом отнесении компетенции в пользу земель, т.е. федерация может решать публичные дела только, если это допускает основной закон. Вместе с тем федеральное право всегда имеет перевес над правом земель.

Значительное место в основном законе занимают нормы о разграничении компетенции центра и субъектов федерации. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция; в конституции говорится о вопросах, по которым федерация может издавать общие предписания. К исключительной компетенции федерации отнесены основополагающие направления.

Исключительная компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер.

Земли, говорится в ст. 70 основного закона, имеют право законодательствовать в той мере, в какой основной закон не предоставил такие полномочия федерации.

Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, и прежде всего: гражданское и уголовное право, исполнение приговоров, судоустройство и судопроизводство, адвокатура, нотариат и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей компетенции в случае неиспользования федерацией своих законодательных прав.

Вместе с тем предусмотрено, что федерация обладает правом законодательства в случае необходимости в федеральном законодательном регулировании, если: 1) вопрос невозможно урегулировать законодательством отдельных земель; 2) регулирование вопроса законодательством земли может привести к нарушению интересов другой земли; 3) при необходимости в целях сохранения правового или экономического единства страны. Федерация наделена правом (при наличии указанных выше предпосылок) издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования; общее положение печати и кино; охота, охрана природы; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регистрация жителей и выдача удостоверений личности. В основном законе закреплено также положение об обязательном предоставлении общинам права регулировать все дела местного сообщества — в рамках закона и под свою собственную ответственность.

Согласно основному закону союзы общин (а немецкие теоретики считают их округами) также обладают правом самоуправления в рамках их определенной законами компетенции и на основе законов. В конституциях земель вопросы административно-территориального деления, правового статуса общин и их объединений урегулированы более подробнее.

В настоящее время основную позицию в правовой системе ФРГ занимает Основной закон, принятый 23 мая 1949 г., и разработанные на его основе конституционные акты. Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция».

В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле.
Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле.

Поэтому после объединения страны положение о временном характере Основного закона было удалено из Преамбулы. Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. Немецкие исследователи определяют Основной закон как материальное единство, содержание которого заключается в основных ценностях позитивного права, увязанных с традициями либерально-представительной парламентской демократии, либерально-правового государства, федеративного государства, а также принципами социального государства.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. Раздел первый Основного закона носит наименование «Основные права».

Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.

Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ.

Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета.

В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти.

Здесь определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется «финансовой конституцией».

Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.

Наконец, последний, XI раздел «Переходные и заключительные положения» устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма.

И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства»[13]. В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства.
В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем. «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия», — гласит конституция (ч.

2 ст. 20). Таким образом, Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации, что резко сужает возможности их практического применения.

В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 2006 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом.

Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах: * обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и правосудия.

Основные права являются непосредственно действующим правом (ч. 3 ст. 1); * верховенство конституции и верховенство закона (ч.

3 ст. 20); * учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч.

1 ст. 101); * запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103); * приоритет общепризнанных норм международного права, которые являются составной частью федерального права и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц (ст.

25). Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч.

1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на практике. Констатация социального характера германского государства является одновременно задачей, целью и правовой нормой.

Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие.

Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т. п. Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч.

1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам конституции.

Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч.

3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном законодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере.

Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение:

«Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства»

.

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе.

Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности.

Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права.

По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение.

На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

Важное значение в настоящее время среди источников права современной ФРГ имеют постановления, издаваемые центральным правительством федерации и правительствами земель. В количественном отношении они занимают все более важное место среди других источников права ФРГ. Постановления Правительства — это правовые предписания, имеющие законодательную силу.

Данные акты принимаются в порядке делегированного законодательства и представляют собой законы в материальном смысле (в отличие от формальных законов, принимаемых высшим законодательным органом в рамках особой законодательной процедуры). Как правило, постановления конкретизируют соответствующие законодательные предписания (например, практически к каждому закону Особенной части налогового права приняты постановления, конкретизирующие порядок осуществления налогообложения применительно к определенному налогу).

В конституционной практике закрепились следующие условия действительности постановлений, имеющих законодательную силу. Во-первых, это наличие законодательного уполномочивания (если законом предусматривается дальнейшая передача полномочий, то для этого требуется постановление). Во-вторых, уполномочивание должно быть достаточно определенно по содержанию, цели и объему.

В данном случае ставятся пределы допустимого отклонения от принципа разделения властей. В-третьих, в постановлении должно быть указано его правовое основание.

Наконец, оно должно быть опубликовано в надлежащем официальном издании (например, в «Федеральном вестнике законов»). При нарушении перечисленных условий постановление является недействительным. Во многих сферах государственной жизни практически значимые вопросы решаются не законами или издаваемыми на их основе положениями, а административными предписаниями (административные предписания могут сопровождать законодательное регулирование, конкретизируя его).

В некоторых случаях принятие административных предписаний прямо предусмотрено Конституцией или федеральными законами.

В частности, абз. 7 ст. 108 Основного закона закрепляет полномочия федерального Правительства по изданию административных предписаний с одобрения Бундесрата, если регулирование налогов возлагается на финансовые органы земель или общин.

На основании данной статьи принимаются директивы к наиболее крупным налоговым законам.

В иных случаях полномочия по изданию административных предписаний следуют из общей компетенции Правительства. Административные предписания могут издаваться в различных формах. Когда речь идет о решениях, принимаемых Правительством как коллегией, они, как правило, издаются в форме директив. В то же время не исключаются и другие формы (например, инструкции) Правительство обеспечивает исполнение принятых законов и подзаконных актов.

В то же время не исключаются и другие формы (например, инструкции) Правительство обеспечивает исполнение принятых законов и подзаконных актов. Данная сфера полномочий Правительства непосредственно вытекает из его статуса как высшего органа исполнительной власти государства. Полномочия по адекватному проведению правительственной политики касаются, прежде всего, взаимодействия Правительства с федеральной администрацией, правительствами и администрациями земель.

Так, Правительство имеет право издавать административные предписания, касающиеся федеральной администрации, а федеральные министры наделены широкой компетенцией по руководству подведомственными министерствами. Одним из ведущих источников права в правовой системе ФРГ являются решения федерального Конституционного суда страны. По юридической силе они стоят на одном уровне с обычными законами.

А в отношении толкований Конституционным судом парламентских законов, можно сказать, что они даже превышают юридическую силу последних.

Решением Конституционного суда относительно конституционности или не конституционности законов определяется судьба этих нормативно-правовых актов. Решения Конституционного суда обязательны для всех без исключения государственных органов, в том числе и для судов.

Для ФРГ характерно писанное, кодифицированное право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам.

Основным источником права в ФРГ является Закон (нормативный акт). В ФРГ существует четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное право.

К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное право.

В системе органов ФРГ, проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы.

Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для ФРГ характерно наличие писаной конституции. Все земли ФРГ обладают конституциями, их содержание предопределено Основным Законом Германии, однако, ряд немецких правоведов считают, что сегодня конституции земель обладают лишь символическим значением.

Важной особенностью является то, что в Германии федерация (центр) получала властные полномочия из рук многочисленных земель, история существования которых многократно превышает историю самой федерации. Основной закон ФРГ предусматривает возможность со стороны Федерального правительства воздействовать на земли в части соблюдения ими федерального законодательства.

Если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом федеральных обязанностей, Правительство может принять необходимые меры к их выполнению. Основной закон ФРГ предусматривает так называемую конкурирующую законодательную компетенцию, в соответствии с которой земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами.

Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие выводы, что: является основной отраслью права, большая часть социально-экономических «управленческих» отношений регулируется непосредственно этой отраслью. В Федеративной Республике Германии понятие административного права связывается с понятием публичного управления, которое рассматривается как деятельность и функция организованной государством социальной системы органов.

Федеративная Республика Германия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью. В Федеративной Республике Германии существует четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. Для Федеративной Республики Германии характерно писанное, кодифицированное право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам.

Источники административного права Федеративной Республики Германии представлены в виде системы, во главе которой стоит Основной закон — Конституция и акты высших представительных органов, а также нормотворчество органов публичной администрации. В Основном законе конкретно указано, что федеральное право имеет большее значение, чем право земель.

Нормативные акты: 1) Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты.

Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. М., 1991. Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А.

Окунькова. М., 1997. С.181—234. Специальная литература: 2) Автономов А.С.

и др. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2014. С.244. 3) Баглай М.В. и др. Конституционное право зарубежных стран.

Учебник для вузов. М., 2004. С. 358. 5) Белоус И.В. Источники российского семейного права: диссертация кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону., 2004. С.22. 6) Давид Р., Жоффре-Спинози К.

Основные правовые системы современности. М., 2008. С. 18. 7) Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран.

М., 2007. С.124. 8) Кикоть В.Я. и др. Административное право зарубежных стран. М., 2012. 432 с. 9) Козырин А.Н., Штатина М.А.

Административное право зарубежных стран. М., 2011. С.106-127. 10) Мишин А.А.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000. С.277. 11) Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю.

Юридическая энциклопедия. М. 2014.

С.358. Периодические издания: 12) Егорова М.О., Ялбулганов А.А. Правовые основы деятельности Правительства ФРГ / М.О. Егорова, А.А. Ялбулганов.//Правоведение.

2010. №5. С.205-215. Размещено на Allbest.ru .

  1. Общая характеристика правовой системы, правовая семья и правовая группа, к которым относится бразильская правовая система. Судебная система страны, структура, основные отрасли и институты, система источников права. Административное и уголовное право.реферат [39,1 K], добавлен 01.04.2010
  2. Общая характеристика правовой системы Германии, ее отличительные особенности, история становления и развития. Описание основных отраслей немецкого права: гражданского и уголовного. Принципы и нормативно-правовая база функционирования судебной системы.контрольная работа [20,8 K], добавлен 05.12.2013
  3. Образование современного германского государства. Конституционные основы общественного строя ФРГ. Разработка и принятие современной конституции. Система органов государственной власти. Общая характеристика основных отраслей права и судебной системы ФРГ.дипломная работа [101,9 K], добавлен 11.05.2009
  4. Предмет и метод административного права. Его социальное назначение и система. Общая характеристика источников административного права. Анализ их содержания и система. Нормы административно-процессуального права как источники административного права.курсовая работа [34,9 K], добавлен 27.03.2013
  5. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти. Правовой статус Президента республики РФ.реферат [40,9 K], добавлен 12.12.2011
  6. Знакомство с краткой историей становления немецкого федерализма. Общая характеристика конституционных органов Федеративной Республики Германия. Бундестаг как парламентское учреждение, представляющее народ федеративной республики, знакомство с функциями.курсовая работа [71,3 K], добавлен 31.05.2013
  7. Понятие и структура парламента. Функции парламентов во времена кайзеровоской Германии и Веймарской республики. Парламентская система Федеративной республики в настоящее время. Бундестаг и Бундесрат: формирование и состав членов. Законодательный процесс.курсовая работа [35,0 K], добавлен 23.12.2010
  8. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи, ее особенности и структура. Источники романо-германского права: закон, обычай, судебная практика, доктрина, кодексы. Сравнительная характеристика системы права Франции и Германии.курсовая работа [42,0 K], добавлен 10.02.2011
  9. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации как реальный объект контроля со стороны Президента. Указы главы государства о структуре федеральных органов исполнительной власти. Понятие административного права Федеративной Республики Германии.контрольная работа [22,2 K], добавлен 24.09.2015
  10. Специфические черты институтов особенной части административного права Федеративной Республики Германии, их тесная связь с общей частью административного права. Полезный опыт полицейского права Германии применительно к российскому административному праву.реферат [12,5 K], добавлен 26.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем . © 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Система германского права

Определение 1 Германия относится к романо-германской правовой семье, которая возникла в Европе. Ее формирование произошло в связи с усилиями европейских университетов, начиная с XII в., они разработали на базе кодификации императора Юстиниана общую юридическую науку, которая приспособлена к условиям современного мира.

На сегодняшний день страны данной правовой семьи «разбросаны» по всему миру. Логические принципы, конструкции, терминология римского права являются материалами правовой культуры, которые переняло законодательство континентальной Европы, что было в последующем отражено в Кодификации Наполеона, Германском Гражданском уложении и пр.) и охватили многие страны мира. Замечание 1 В целом, правовые системы романо-германской семьи по содержанию значительно отличаются друг от друга, в особенности в части публичного права, что объясняют различия в политической ориентации и степени централизации.

В некоторых отраслях частного права также отражены различные подходы. Но при всех различиях материально-правовых норм, они могут быть объединены в семью за счет их структуры. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Во всех странах, входящих в романо-германскую правовую систему, юридическая наука объединяет правовые нормы в одинаковые крупные группы, присутствует фундаментальное деление права на публичное и частное, данные институты известны со времен Римской империи.

Основание для выделения публичного права заключен в общем, государственном интересе, для частного права – в частном интересе.

В публичном праве доминируют императивные нормы, т.е.

они не могут быть изменены субъектами правоотношений.

В свою очередь, частное право координирует отношения между независимыми субъектами с равными правами, с преобладанием диспозитивных норм.Необходимо выделить отличительные особенности романо-германской правовой системы:

  1. частное право регулирует отношения между независимыми субъектами с равными правами.
  2. одинаковое понятие правовой нормы, которая поднята на высший уровень. При этом право заключается не только в наличии правовых норм, которые сформулированы законодателем, в него входит и его толкование судом;
  3. публичное право регулирует отношения, которые базируются на таких понятиях, как власть и подчинение, механизм принуждения обязанных лиц;
  4. строгая отраслевая классификация;
  5. наличие обязательственного права;

Сфера публичного права включает отрасли конституционного, уголовного, административного, финансового, международного права и др. Сфера частного права состоит из гражданского, семейного, торгового, международного частного права и др. Замечание 2 Следует отметить, что романо-германская признает наивысший авторитет закона.

В свою очередь, остальные нормативно-правовые акты должны ему соответствовать и на него опираться. Высший вид закона – Конституция страны.

Также, правовую семью характеризует устойчивая иерархия его источников. На основании законов, регулирующих общественные отношения и охватывающих определенную отрасль права создается единый свод – кодекс. Обычай в романо-германской правовой системе играет роль вторичной правовой нормы, занимающий весьма малую роль в правовой системе.

Он доминировал в период раннего Средневековья. После обычая играет определенную роль и судебная практика, как вспомогательный источник.

В качестве основного источника права выступает писаное право, т.е. юридические правила, закрепленные сформулированные в законодательстве. На современном этапе, весьма актуальный источник права составляет доктрина, которая широко применяется в правоприменительной деятельности, в т.ч.

при толковании закона. В Германии основа действующего права заключается в кодексах, которые существуют достаточно давно, подвергались неоднократному изменению, в особенности в период после Второй мировой войны, в тот период из них были исключены многие положения, появившиеся в законодательстве во времена нацизма.

При этом значительная часть изменений в праве Германии по сравнению с довоенным временем внесена не через кодексы, а при помощи специальных законов, которые регламентируют разные сферы жизнедеятельности общества.Роль обычая в частном праве Германии заключается в том, что он значим исключительно в узкой среде, которая не охвачена кодификацией.

В части публичного права, его роль меньшая, чем, например, во Франции, это связано со следующими факторами:

  1. более широкая конституционно-правовая регламентация в сфере публичного права;
  2. государственные структуры в стране имеют не столь длительную историю, т.е роль обычаев не настолько значима.

У судебной практики в Германии появляется характер источника права только в том случае, когда конкретная правовая проблема однозначно закрепилась (пути ее решения) в рассмотрении целого ряда аналогичных дел, при этом такое решение подтверждает авторитет высшей судебной инстанции.

В части административного права роль судебной практики в данной области не настолько значима.Конституционный суд в Германии является источником права (решения КС), который стоит наравне с законом, его толкования законов обязательно для всей совокупности органов, в т.ч. для суда. Германская система источников права отражает федеральный характер государственного устройства страны. У каждой из земель в составе страны имеется собственное законодательство, что становится причиной усложнения системы источников права.

При этом федеральное право обладает приоритетом над правом земель (ст.

31 Конституции). Международное право составляет часть правовой системы Германии (ст. 25 Конституции). Замечание 3 Таким образом, становится очевидным, что принадлежность права различных стран к романо-германской правовой семье не исключает весьма существенные различия между национальными правовыми системами.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+