Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Российские субъекты вэд

Российские субъекты вэд

Субъект внешнеэкономической деятельности: основные понятия, виды деятельности, правовые положения

О субъектах внешнеэкономической деятельности сказано не так много. Как понять, о ком речь и что это значит? Для начала нужно разобраться с тем, что собой представляет внешнеэкономическая деятельность. Итак, начнем строить логическую цепочку с определения.

Чтобы говорить о субъектах внешнеэкономической деятельности, надо понимать, что собой представляет сама деятельность.

Что же это такое? Так называют деятельность государства по развитию сотрудничества с другими странами в таких областях, как туризм, торговля, техника, экономика и культура.Правовую основу составляют международные договоры, которые могут быть многосторонними. Последние устанавливают основные направления и принципы сотрудничества стран в различных сферах. Ярким примером является Соглашение в сотрудничестве во внешнеэкономической деятельности стран-участников СНГ, которое было принято еще в 1992 году.Договоры могут быть и двусторонними, они предназначены для урегулирования отношений между двумя сторонами по определенному вопросу.

Такие договоры очень много значат, ведь в них установлены обязанности и права сторон, прописаны проблемы, которые будут регулироваться, и аспекты сотрудничества.В двусторонних договорах устанавливается льготный режим для лиц, занимающихся внешней торговлей.

То есть юридические и физические лица не менее благоприятные права, чем лица прочих стран. Например, в странах СНГ работает режим свободной торговли, то есть между странами-участниками договора отсутствуют таможенные пошлины, сборы и налоги на те товары, что производятся на территориях государств.Кроме того, внешнеэкономической деятельностью называют и предпринимательскую работу, которая направлена на перемещение через границу нашей страны товаров или финансов.

Сюда же относится оказание услуг или выполнение каких-либо работ.Во внешнеэкономической деятельности задействованы как объекты, так и субъекты. Поговорим подробнее. Перед тем как дать определение субъекту внешнеэкономической деятельности, надо разобраться с объектом. Итак, под объектом понимают отношения по импорту-экспорту между субъектами-хозяевами.

Кроме того, сюда же относятся отношения, которые связаны с выполнением работ или оказанием услуг на территории другой страны.Экспортно-импортные отношения возникают в том случае, если продукция или товар поставляется за границу России или наоборот.

Но и это еще не все. Отношения могут возникнуть и из-за перемещения капитала при проведении счетов или инвестировании в другую страну.Кроме субъекта внешнеэкономической деятельности и объекта, выделяют еще и предмет. Таковым может стать строительство объектов, поставка товаров, перевозка внешнеторговых грузов, оплата услуг, товаров или инвестирование в экономику другой страны.
Таковым может стать строительство объектов, поставка товаров, перевозка внешнеторговых грузов, оплата услуг, товаров или инвестирование в экономику другой страны.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физлица со статусом предпринимателя или юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность. Из юридических лиц субъектами будут считаться российские предприятия, коими владеют физические и юрлица, предприятия иностранных инвесторов, предприятия, которые были созданы органами местного самоуправления, государственные предприятия.Согласно положению внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ, иностранных предприятий, государственных и прочих разрешена в общем порядке.

Но для отдельных видов деятельности был установлен особый порядок. Так происходит потому, что каким-то видам деятельности страна придает особое значение.

Например, для защиты национальных интересов устанавливается спецпорядок на стратегически важные сырьевые товары.Чтобы получить право на экспорт, необходимо пройти целое множество процедур предприятиям и организациям. Порядок такой внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов закреплен в Положении

«О порядке регистрации организаций и предприятий, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров»

. Документ утвердили еще в 1993 году и он действует до сих пор.Внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ возможна лишь в том случае, если хозяйствующий субъект приобретет специальный правовой статус.

Для его приобретения понадобятся документы. Итак, организация или предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности обязана предоставить в МВЭС нашей страны следующие бумаги:

  • Справку от заявителя, в которой указаны фирмы с участием счетов или средства в иностранных банках.
  • Отчет по финансам организации за предыдущий год.
  • Справку из банка, в которой указан валютный и рублевый счет. К ней должны прилагаться рекомендательные письма.

Запрос на регистрацию может быть отменен, как и на перерегистрацию по следующим причинам:

  • Заявитель был замечен в демпинге (занижении) цен за пределами нашей страны.
  • Заявитель в прошлом не выполнил обязательства по поставке стратегически важных сырьевых товаров.
  • Были нарушения законодательства нашей страны в неэкономической сфере.
  • Были не выполнены обязательства по поставкам для госнужд.

    Чтобы этот пункт стал основанием для отказа, необходимо иметь на руках подтверждающие договоры.

  • Соискатель был замечен в недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практике.
  • Было нарушено законодательство другой страны, что повлекло политический и экономический ущерб для Российской Федерации.

В случае регистрации предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности получает Свидетельство о регистрации.

Последнее действительно в течение года.Кроме свидетельства, предприятия еще вносят в Реестр предприятий, которые осуществляют экспорт. Он находится под ведением МВЭС. Во время получения свидетельства организация или предприятие должны подписать

«Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров»

.

По этому документу субъект обязан предоставлять в МВЭС данные о валютной выручке с этих товаров.

Не все субъекты должны регистрироваться в качестве экспортера. Например, экспорт стратегически важных товаров, которые были произведены на территории Калининградской области, может осуществляться без спецрегистрации. Важным моментом является то, что на руках у предприятия должен быть сертификат, который выдает торгово-промышленная Калининградская палата.
Важным моментом является то, что на руках у предприятия должен быть сертификат, который выдает торгово-промышленная Калининградская палата.

Кстати, исключение не распространяется на сырую нефть и продукты ее переработки. На сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации может вестись как напрямую, так и через посредников. Причем одна и та же организация может использовать сразу два способа.

Важно, чтобы посредники составляли договор на оказание подобных услуг.Кстати, посредники также относятся к субъектам внешнеэкономической деятельности с той лишь разницей, что они не могут осуществлять деятельность, на которую необходимо получить специальное разрешение.Даже посредники, которые работают через других посредников, также являются субъектами.Но мы слегка отвлеклись, поговорим о компетенции субъектов.

Все, что мы сказали выше, безусловно, важно, но еще важнее разобраться в том, какой властью наделены субъекты. Для этого нужно знать, как они разделяются. Итак, существует:

  • Общая компетенция.
  • Специальная компетенция.

Что касается первой, то ею обладает правительство нашей страны, президент, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Они занимаются реализацией прав во внешнеторговой деятельности.О специальной компетенции можно сказать, что ею обладают субъекты нашей страны. Сюда же относится Министерство финансов, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по экспортному и техническому контролю и прочие.Рассмотрим же подробнее полномочия всех участников деятельности.

Какие же полномочия есть у президента? Давайте разбираться.

  • Определяет основные направления торговой политики нашей страны.
  • Устанавливает ограничения и запреты внешней торговли интеллектуальной собственностью, услугами или товарами в ответ на международные санкции или в целях участия в них.
  • Определяет порядок вывоза и ввоза в страну драгоценных металлов и камней.
  • Владеет и другими полномочиями.

Государство как субъект внешнеэкономической деятельности может устанавливать правила как для себя, так и для других стран.

То есть государство осуществляет не только политическую организацию, но и хозяйственную деятельность.Каковы полномочия? Сейчас все подробно разберем.

Государство как субъект внешнеэкономической деятельности вправе регулировать не только имущественные, но и прочие отношения, а также лицензировать какие-либо виды деятельности и осуществлять контроль за внешнеэкономической ситуацией. Государство также участвует в гражданско-правовых отношениях. Его полномочия распространяются на заключение международных договоров, участие в межправительственных комиссиях и создание международных организаций.

Мы уже разобрались с понятием субъекта внешнеэкономической деятельности и теперь рассматривает полномочия этих самых субъектов. Так не будем же прерываться и пойдем дальше.

Итак, правительство нашей страны:

  • Вводит ограничение импорта и экспорта товаров в соответствии с международными договорами и федеральными законами.
  • Применяет защитные, компенсационные и антидемпинговые меры для внешней торговли, чтобы защитить экономические интересы России.
  • Устанавливает порядок вывоза из страны тех товаров, часть которых представляет собой государственную тайну.
  • Решает моменты, связанные с проведением переговоров и подписанием международных договоров.
  • Определяет порядок ведения и формирования лицензий, выданных федеральным банком.
  • Определяет порядок ввоза и вывоза делящихся ядерных веществ.
  • Обеспечивает проведение в государстве общей торговой политики и реализовывает ее. Кроме того, Правительство принимает важные решения и обеспечивает их исполнение.
  • Устанавливает ставки таможенных пошлин.

Как видите, даже общий вид субъектов внешнеэкономической деятельности не говорит о схожести полномочий. Этот орган регулирует внешнеторговую деятельность. Именно Министерство проводит расследования перед введением защитных, антидемпинговых, компенсационных и прочих мер при импорте товара.

Орган также выдает лицензии, разрешающие экспорт или импорт товара. Важно понимать, что бумага требуется лишь в ситуации, когда товар обязательно должен пройти лицензирование. Что касается ФТС, то она должна контролировать и надзирать за таможенной областью. На нее же возложены и функции валютного контроля.С Министерством финансов ситуация немного другая.

На нее же возложены и функции валютного контроля.С Министерством финансов ситуация немного другая. Орган несет ответственность за разработку таможенных платежей, валютных операций и определения таможенной стоимости товаров.Кроме этих двух органов, специальной компетенцией наделены разные комиссии и федеральные службы.

Мы рассказали об объектах и субъектах внешнеэкономической деятельности практически все, осталось лишь самая малость.Хочется поговорить об иностранных юридических лицах, а конкретно об их правосубъектности. Как правило, признание правосубъектности происходит на основании многосторонних или двусторонних международных договоров, преимущественно торговых.В этих бумагах всегда соблюдаются три правовые доктрины, а именно:

  • Специальный режим.
  • Национальный режим.
  • Принцип наибольшего благоприятствования.

Что это значит? В первом случае и российские, и иностранные участники имеют одинаковые обязанности и права, согласно законодательству нашей страны.

Что касается принципа благоприятствования, то речь идет о ситуации, когда все иностранные юрлица имеют равные условия на российской территории. В третьем случае подразумеваются условия международных соглашений и договоров.Исходя из этого приходится устанавливать, к какому государству относится юридическое лицо и является ли оно таковым по законам своей страны.Иностранные субъекты внешнеэкономической деятельности попадают под действие международного права.

Что это значит? Именно через международное право определяется статус юрлица, по которому и устанавливается правоспособность и порядок ликвидации. На эти моменты влияет еще и национальная принадлежность субъекта.Правовой статус иностранного субъекта определяется по общепринятым положениям из частного международного права, личному статуту.

На эти моменты влияет еще и национальная принадлежность субъекта.Правовой статус иностранного субъекта определяется по общепринятым положениям из частного международного права, личному статуту.

Последний определяется как правопорядок конкретной страны, коим наделяет предприятия свойствами юрлица и устанавливает отношения, в которые дозволено вступать.Важно то, что личный статут признается не только в России, но и за рубежом.

Чтобы определить национальность юридического лица, достаточно применить определенные доктрины.В России субъекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности определяются по той стране, где было учреждено юрлицо.

На сегодняшний день национальность юридического лица и личный статут уже не связаны неразрывно между собой. Обусловлено это тем, что все больше появляется национальных юридических лиц с иностранным капиталом, то есть понятия просто перестали совпадать.Что же в итоге?

Иностранными субъектами в нашей стране считаются юридические лица и организации в другой правовой форме, учрежденные за пределами Российской Федерации, лица без гражданства, граждане других стран, постоянно живущие за территорией России. Как правило, основное большинство субъектов составляют юридические лица с разной правовой формой.Каково же правовое положение субъектов внешнеэкономической деятельности?

Для иностранных субъектов характерны следующие организационно-правовые формы:

  • Анонимные общества.
  • Производственные кооперативы.
  • Коммандитные товарищества.
  • Полные товарищества.
  • ООО.

Такие привычные нам акционерные общества в России и Германии и непонятные анонимные общества в странах, где используется романский язык, имеют тот же смысл, что и компании в Англии или корпорации в Соединенных Штатах.В Германии коммандитные и полные товарищества не считаются юридическими лицами, но при этом они пользуются правами последних. То есть такие товарищества вправе заключать договоры, а также выступать в роли ответчика или истца в суде.Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства определяет возможность физических лиц быть участниками внешнеторговой деятельности.

Для этого они должны быть зарегистрированы в соответствующем госоргане, причем сделать это надо на территории той страны, где родился человек.Что касается лиц без гражданства, то им необходимо сначала получить госрегистрацию предпринимателя в той стране, где они живут постоянно.Все иностранные граждане, которые осуществляют свою деятельность на территории нашей страны (в том числе и индивидуальные предприниматели) имеют те же обязанности и права, что и российские граждане. Более того, в России национальный режим предоставляется безусловно.Иностранные субъекты вправе создавать на российской территории представительства и филиалы, но при условии, что у них есть разрешение. Что это такое? Давайте рассмотрим определение.

Представительством называют отдельное подразделение иностранного юрлица, расположенное отлично от места его нахождения.

Основной обязанностью представительства считается представление интересов юрлица в нашей стране.

Они выступают по поручению или от лица фирмы и работают в соответствии с российским законодательством.Чтобы открыть представительство иностранное предприятие должно подать в аккредитирующий орган письменное заявление. О порядке аккредитации субъектов внешнеэкономической деятельности мы скажем ниже, пока вам достаточно знать, что таким органом может быть Торгово-промышленная палата России, определенное ведомство или министерство.Что писать в заявлении?

Во-первых, бумага должна содержать цель открытия представительства. Во-вторых, нужно описать сферу деятельности предприятия.

Ну а, в-третьих, дать информацию о деловых связях с российскими предприятиями, а также о ранее заключенных коммерческих сделках и соглашениях. Естественно, описать нужно во всех деталях.Вместе с заявлением подается устав юридического лица, справка из банка о платежеспособности, выписка из торгового реестра, решение органа управления иностранного предприятия об открытии представительства, положение о представительстве, квитанция, подтверждающая оплату установленного сбора.Все представительства, прошедшие аккредитацию, вносятся в Реестр представительств. Взамен юридического лицо получает свидетельство.

Важно понимать, что представительство не имеет статуса юридического лица, а значит, и ответственность несет только фирма, которая организовала его.

Представительство иностранной фирмы может прекратить свое существование в нашей стране по ряду причин. Некоторые из них:

  • У разрешения закончился срок действия.
  • Соглашение, заключенное между Россией и другим государством, перестало действовать. Это считается основанием лишь в той ситуации, когда этот документ и был открыт по соглашению.
  • Была ликвидирована фирма, представительство которой работало в РФ.
  • Разрешение отозвал аккредитирующий орган из-за нарушения условий, на которых было разрешено открытие и работа представительства.
  • Иностранная фирма сама решила закрыть представительство.

Что кроется под термином?

Филиалом называют отдельное подразделение иностранного юрлица, находящееся в другом месте от самого юрлица и осуществляющее все функции или часть. Кроме того, филиал может осуществлять обязанности представительства.Порядок аккредитации филиалов определяет правительство нашей страны.

Управление аккредитации регистрационной палаты при Министерстве юстиции России осуществляет контроль за ликвидацией, созданием и деятельностью филиалов.

Аккредитация предоставляется на сроки до пяти лет и проводится в течение 30 дней.

Чтобы продлить срок, нужно подать документы (вместе с письменным заявлением) за 30 дней до его окончания.Положение о филиале должно содержать:

  • Объем, состав и сроки вложения капитала в основные фонды филиала.
  • Виды деятельности и цель создания филиала.
  • Местонахождение на российской территории, а также юридический адрес главного предприятия.
  • Название филиала и головной организации.
  • Порядок управления филиалом.

Как видите, закон очень строго следит за классификацией субъектов внешнеэкономической деятельности и это приносит результаты. 10 января, 2021 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментарии 0 Следят за новыми комментариями — 7 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

25.01.2019 – это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно — технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Основные формы внешнеэкономической деятельности:

  1. внешнеторговая деятельность предприятия, организации;
  2. государственное регулирование внешнеэкономической деятельности;
  3. международная кооперация производства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составляющей частью экономической политики государства. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов с целью формирования благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Эти меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по реализации товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также на поддержку положительного внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений. Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

  1. совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:
  2. обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.
  3. координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;
  4. обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;
  5. формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
  6. регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;
  7. регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;
  8. содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
  9. создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;

Предприятие является самостоятельным субъектом, который занимается производством и реализацией своей продукции и оказанием услуг.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера деятельности, которая направлена на расширение внешних границ для реализации своего товара. Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятия основано на подписании контрактов с иностранными контрагентами.

Развитие внешнеэкономической деятельности позволяет предприятию расширить рынок сбыта, свободу действий в принятии решений для осуществления производственных задач. Внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется в виде обмена товаров или услуг за получение соответствующего вознаграждения. К комплексу услуг по осуществлению внешнеэкономической деятельности, можно отнести следующие мероприятия:

  1. изучение конъюнктуры рынка;
  2. рассмотрение дополнительных коммерческих предложений с целью расширения рынку сбыта;
  3. проведение переговоров с иностранными контрагентами;
  4. заключение новых контрактов на поставку товаров или оказание услуг.
  5. проведение рекламных мероприятий по продвижению своего товара;
  6. изучение внутреннего рынка, того государства куда планируют ввезти товар;

В международной практике выделяют следующие виды внешнеторговых операций, а именно:

  1. Экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за таможенную территорию своего государства.

  2. Импорт – это режим, при котором товар ввозится в нашу страну.

  3. Реэкспорт – продажа товара с вывозом его за территорию страны ранее импортированного, но который не был дополнительно переработан или реализован.

  4. Реимпорт – покупка товара с ввозом его из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося дополнительной переработке или реализации.

Международная кооперация производства – это совместная производственно-экономическая, научно-техническая деятельность, направленная на разделение основных обязанностей по сбытовой деятельности.

Основные преимущества МКП:

  1. увеличение объемов взаимных поставок комплектующих материалов между субъектами внешнеэкономической деятельности, что приводит к увеличению объема реализованных товаров;
  2. увеличение технического оснащения производственных процессов.
  3. экономия валютных средств предприятия;

См.

также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера

  1. . 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД .
  2. . , заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли .
  3. . в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ. При . в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ. Во . в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ, не .
  4. . соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при реализации .
  5. . соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при реализации .
  6. . представления документов из реестров Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки . нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время. Если вкратце .
  7. . в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством .
  8. . части валютного контроля с участников внешнеэкономической деятельности на уполномоченные банки, и, как . количество оснований для привлечения участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности. Комментарий taxCOACH .
  9. I. Внешнеэкономическая деятельность Срок проведения эксперимента по прослеживаемости .
  10. . экономики (например, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может .
  11. . в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством .
  12. I. Внешнеэкономическая деятельность О введении на территории ЕАЭС .
  13. Актуальные разъяснения законодательства I. Внешнеэкономическая деятельность О размещении форм уведомлений о .
  14. . (ст. 286.1 НК РФ). Внешнеэкономическая деятельность Тут всего два правила. Первое .
  15. . «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого .

→ 1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Субъекты внешнеэкономической деятельности, обладающие общей компетенцией

Стр 85 из 107 К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ. Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.

Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями: — определяет основные направления торговой политики РФ; — определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней; — устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях; — осуществляет иные полномочия. К ведению Правительства РФ относится: — введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ; — установление ставок таможенного тарифа; — введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения; — установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров; — определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; — определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом; — принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств; — определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; — установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; — утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Министерство экономического развития и торговли РФ*(1143) в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий.

На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом. Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях.

Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ.

В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права*(1144). Субъекты, обладающие специальной компетенцией К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся: Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля*(1145); Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции*(1146).

Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля*(1147).

Хозяйствующие субъекты Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида.

К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.

В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров — речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями. Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия.

Такими организациями являются, в частности, ФГУП «Рособоронэкспорт», ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»*(1148).

Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники.

Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания «Рособоронэкспорт»*(1149). «Рособоронэкспорт» на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции.

Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, «Рособоронэкспорт» может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы. Правовой статус государственной компании «Рособоронэкспорт» имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. «Рособоронэкспорт» не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации.

Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности, на которых распространяется государственное регулирование в этой области. Следует отметить, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения.

В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты.

Для этого они должны получить разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление экспорта, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли РФ для внесения в реестр.

После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244

«Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения»

*(1150).

Обратим внимание, что вид экспортируемой или импортируемой продукции обусловливает особые требования, предъявляемые к субъектам внешнеэкономической деятельности.

В подтверждение этого можно указать на осуществление экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и фармацевтическими субстанциями. Осуществлять деятельность в отношении этой продукции могут либо производители лекарственных средств, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами*(1151).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+