Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ответственность мастера при несчастном случае на производстве

Ответственность мастера при несчастном случае на производстве

Ответственность мастера при несчастном случае на производстве

Обязанности специалиста по охране труда при расследовании несчастного случая

При расследовании несчастных случаев возникает очень много вопросов:

  • какой порядок действий специалиста по охране труда при возникновении несчастного случая;
  • какие обязанности и какая ответственность специалиста по охране труда при расследовании несчастного случая;
  • какой перечень документов, которые должны быть в организации и которые должны быть проанализированы в процессе расследования несчастного случая.

На все эти вопросы вы получили ответы прочитав нашу статью. Также мы рассмотрим особенности расследование несчастных случаев на производстве, происшедших в результате транспортных происшествий и особенности, связанные с установлением степени вины пострадавшего (застрахованного). Обязанности специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, определяются разработанным в организации на основании

«Рекомендаций по организации службы охраны труда в организации»

, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14, Положением о службе охраны труда, утверждаемым работодателем, и должностными инструкциями, разработанными в соответствии с вступившим в силу с 01.07.2013 г.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

«Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»

, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 559н. В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.

Данные должностные обязанности расширенному толкованию не подлежат. Специалист по охране труда может быть привлечен к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной) в случаях невыполнения своих должностных обязанностей, если это предусмотрено соответствующими законодательными актами (ст.192 Трудового Кодекса РФ; ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.143,216,217 Уголовного Кодекса РФ).

Специалист по охране труда может быть привлечен к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной) в случаях невыполнения своих должностных обязанностей, если это предусмотрено соответствующими законодательными актами (ст.192 Трудового Кодекса РФ; ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.143,216,217 Уголовного Кодекса РФ). Что касается расследования несчастных случаев на производстве, то в раз-деле Должностные обязанности ЕКС указано, что в обязанности специалиста по охране труда входит

«организация и участие в расследовании несчастных случаев на производстве, проведение анализа причин производственного травматизма, разработка мероприятий по их предотвращению»

. Конкретные обязанности специалиста по охране труда определяются председателем комиссии по расследованию несчастного случая.

На практике специалист по охране труда при поступлении информации о происшедшем несчастном случае выполняет следующее:

  • организует первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинское учреждение;
  • о тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом в максимально короткие сроки информирует родственников пострадавшего.
  • принимает иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования (например, подготавливает и направляет запрос в лечебное учреждение о степени тяжести полученных травм);
  • информирует о несчастном случае в течение суток исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • обеспечивает сохранность до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — фиксирует сложившуюся обстановку (составляет схемы, проводит фотографирование и (или) видеосъемку и выполняет другие мероприятия);

Дальнейшие действия специалиста по охране труда во многом определя-ются степенью тяжести полученных пострадавшим травм.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 февраля 2005 г. № 160

«Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»

установлено, что определение степени тяжести повреждения здоровья осуществляется в соответствии с прилагаемой к приказу «Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве».

В соответствии со схемой все несчастные случаи, не закончившиеся летальным исходом, по степени тяжести подразделяются на две категории: тяжелые и легкие.

Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются как характер полученных повреждений здоровья, так и последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности). Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.
Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве. Все другие повреждения, не входящие в вышеуказанный перечень, отно-сятся к легким несчастным случаям на производстве.

При групповых несчастных случаях, т.е.

при несчастных случаях, в кото-рых пострадало два и более человек, степень тяжести устанавливается для каждого пострадавшего.

При групповом несчастном случае, когда травмы получили два человека и более и среди пострадавших имеются лица, получившие тяжелые или смертельные травмы, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить

«Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом)»

по форме 1 Приложения №1 Постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»:

  • работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
  • в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу (например Ростехнадзор);
  • в соответствующую Государственную инспекцию труда;
  • при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов;
  • о случаях острого отравления в территориальный орган Роспотребнадзора.
  • в филиал Фонда социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в г.Москве сообщение необходимо направить или в префектуру или в соответствующий департамент Правительства Москвы);
  • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

К основным документам, которые должны быть в организации и которые необходимо проанализировать в процессе расследования несчастных случаев на производстве, относятся:

  • приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда для работников организации;
  • копии документов, подтверждающих прохождение медицинских осмотров работающих (заключительный акт), график проведения периодических медицинских осмотров;
  • копии документов, подтверждающих выдачу работникам средств индивидуальной защиты;
  • документы по проведению специальной оценке по условиям труда (СУОТ);
  • приказ о пересмотре инструкций по охране труда (или продлении срока действия инструкций по охране труда);
  • инструкции по охране труда;
  • журналы регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • протоколы комиссии по проверке знаний требований охраны труда рабочих, а также руководителей и специалистов;
  • перечень должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте (первичного и повторного);
  • копия коллективного договора или соглашения по охране труда (при наличии);
  • программы обучения по охране труда рабочего персонала;
  • должностные инструкции работников;
  • инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда (разрабатывается на основании программы);
  • законодательные нормативные документы по охране труда.
  • журнал регистрации вводного инструктажа;
  • локальный нормативный акт об организации работы по охране труда в организации (Положение, регламент и т.д.);
  • программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • перечень действующих инструкций по охране труда для работников по профессиям или видам работ;
  • комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (в соответствии со спецификой деятельности организации);
  • техническая документация на здание, в котором произошел несчастный случай;
  • программа обучения по охране труда руководителей и специалистов;
  • перечень профессий и должностей работников, проходящих обучение (в том числе первичный, повторный и другие виды инструктажа) и проверку знаний по охране труда (должен быть утвержден руководителем организации);
  • журналы регистрации несчастных случаев на производстве;

Необходимо иметь в виду, что данный перечень не является окончательным.

Конкретный перечень необходимых для расследования документов определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая. Расследования несчастных случаев, происшедших в организациях, территорию которых четко обозначить не представляется возможным (например, происшедших с работниками, работа которых носит передвижной характер (в том числе водители транспортных средств), территорией следует считать рабочее место (маршрут), обусловленный исполнением пострадавшим трудовых обязанностей.

Такой территорией следует считать и транспортное средство, принадлежащее работодателю (организации) или используемое на правах аренды работодателем, если иное не оговорено условиями договора о разграничении ответственности за его безопасную эксплуатацию.

Расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие в результате транспортных происшествий при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его полномочного представителя) или по соглашению сторон трудового договора, а также при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве). Практика рассмотрения в судах несчастных случаев, происшедших при эксплуатации принадлежащего пострадавшему личного транспортного средства, показывает, что только наличие документально оформленных соглашений сторон трудового договора либо письменного распоряжения работодателя (его полномочного представителя) является для судов основанием для квалификации таких случаев как несчастных случаев на производстве. Если другие работники организации, находившиеся в личном транспорт-ном средстве в качестве пассажира в целях исполнения трудовых обязанно-стей или выполнения задания работодателя (его представителя) получили травмы, то такие несчастные случаи также расследуются, квалифицируются, оформляются и учитываются как несчастные случаи на производстве.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) издает приказ об образовании комиссии в составе не менее трех человек.

При этом необходимо учесть, что состав комиссии должен формироваться таким образом, чтобы наиболее быстро, эффективно и объективно установить обстоятельства несчастного случая, определить причины происшедшего, разработать и осуществить профилактические мероприятия, позволяющие исключить возможность повторения аналогичных несчастных случаев, установить лиц, допустивших нарушения, повлекшие за собой данное происшествие, и решить ряд вопросов, связанных с возмещением вреда пострадавшему или лицам, находившимся на его иждивении.

Совокупность перечисленных выше вопросов вызывает необходимость жесткого соблюдения требований ст. 229 Трудового Кодекса РФ при формировании комиссий, расследующих несчастные случаи на производстве.

В состав комиссии, образуемой работодателем (его представителем) дол-жен быть включен специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

В состав комиссии, образуемой работодателем (его представителем) дол-жен быть включен специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Не исключается возможность включения в состав комиссии и самого пострадавшего, если состояние его здоровья позволяет ему полноценно участвовать в работе комиссии, а также его законного представителя или доверенного лица. Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), независимо от количества пострадавших и степени тяжести полученных ими повреждений, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (ГИБДД), органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Законодательством установлены сроки проведения расследования несча-стных случаев на производстве (3 календарных дня для расследования легкого несчастного случая и 15 календарных дней для расследования тяжелого, группового и несчастного случая со смертельным исходом). При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Решение о дополнительном продлении срока расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию (при несчастных случаях, происшедших в результате транспортных происшествий, работодателем). В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в свя-зи с объективными обстоятельствами председатель комиссии должен своевременно информировать государственную инспекцию труда в субъекте Федерации, а также пострадавшего или его доверенных лиц о причинах продления срока расследования несчастного случая.

После завершения расследования несчастного случая, произошедшего в результате транспортного происшествия, полный экземпляр материалов расследования направляется в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации, которая оценивает качество проведенного расследования и при наличии ошибок или иных недостатков имеет право провести новое расследование силами государственной инспекции труда. Несчастный случай на производстве является (и должен быть признан) страховым несчастным случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установле-но, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникнове-нию или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая, устанавливает степень вины застрахованного в процентах, но размер страховых выплат страховщиком может быть уменьшен максимально на 25%.

При решении данного вопроса членам комиссии, проводящим расследование несчастного случая, и членам профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа необходимо учитывать не только личностные характеристики пострадавшего (возраст, стаж работы, семейное положение и наличие иждивенцев и т.д.), но и является ли допущенная неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью. Например, нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения в случае наличия прямой причинно-следственной связи между его нетрез-вым состоянием и наступившим повреждением здоровья должно быть признано грубой неосторожностью. Степень вины застрахованного в процентах не устанавливается в случае смерти пострадавшего.

Поделиться новостью: Запись опубликована автором в рубрике .

Зигзаги Ответственности Специалистов и Аутсорсеров За Несчастные Случаи На Производстве!

Страницы:ВыбратьГлавная Лента Чат Автор Услуги РискПроф Обучение СОУТ Игры Мероприятия Поиск Рубрики:ВыбратьОХРАНА ТРУДА ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОЧС ГИГИЕНА ТРУДА МЕРОПРИЯТИЯ ВОПРОС/ОТВЕТ ЛИКБЕЗ ТК X ВИДЕО ФАЙЛЫ НОВОСТИ НПА Путь: / Антон Хабиров 29.11.2018 Приветствую, друзья! У меня для вас очень важная новость, которая непосредственно касается специалистов по охране труда и промышленной безопасности, а также аутсорсеров по охране труда!

Судебная практика по рассмотрению уголовных дел в части нарушений охраны труда и промышленной безопасности, действующая с 1986 года, кануло в лету. Сдержите волнение, Суд идёт…

Фото: пресс-служба Верховного Суда РФ Сегодня, 29 ноября 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором одной из повесток было в том числе обсуждение проекта постановления о судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Данный проект постановления рассматривался ранее, 13 ноября 2018 года, и был отправлен на доработку, но сегодня его приняли — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 41.

Перед прочтением разъяснений, рекомендую сначала посмотреть выступление судьи Верховного Суда Российской Федерации Олега Кимовича Зателепина. А теперь само постановление с немного сокращённой преамбулой. Оригинал с сайта Верховного Суда РФ можно будет скачать ниже.

В целях обеспечения единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за нарушения требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (статьи 143, 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также в связи с вопросами, возникающими у судов по данным уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения: 1. Обратить внимание судов на то, что статьями 143, 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее – нарушение специальных правил), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий.

2. Исходя из примечания к статье 143 УК РФ, под требованиями охраны труда следует понимать государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда), законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливающие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В приговоре или ином судебном решении (далее – судебное решение) по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьей 143 УК РФ, должны указываться соответствующие пункты нормативных правовых актов, перечисленных в примечании к данной норме. Поскольку в соответствии со статьями 5 (часть вторая) и 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, также регулируют трудовые и связанные с ними отношения, в судебном решении дополнительно может быть сделана ссылка и на положения таких актов в целях конкретизации нарушенных государственных нормативных требований охраны труда, если соответствующие локальные нормативные акты приняты в их развитие, не противоречат им и не изменяют их содержание.

3. С учётом того, что преступление, предусмотренное статьей 143 УК РФ, посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также иных лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, потерпевшими по уголовным делам об этом преступлении могут быть не только работники, с которыми в установленном порядке заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми такой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя. К иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, указанные в статье 227 ТК РФ, например получающие образование в соответствии с ученическим договором. 4. По смыслу части 1 статьи 143 УК РФ субъектами данного преступления могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда.

Ответственность по статье 143 УК РФ также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с частью третьей статьи 217 ТК РФ, если на указанных лиц непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

О том, что практика привлечения специалистов по охране труда к уголовной ответственности уже осуществляется, мы обсуждали в заметке . 5. При разрешении вопроса об отнесении определённого производства к опасным производственным объектам по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьей 217 УК РФ, судам следует руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

. В частности, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

6. В ходе рассмотрения каждого дела о преступлении, предусмотренном статьями 143, 216 или 217 УК РФ, подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями, что должно быть обосновано в судебном решении. Кроме того, суд, установив в своём решении наличие такой связи, обязан сослаться не только на нормативные правовые акты, которыми предусмотрены соответствующие требования и правила, но и на конкретные нормы (пункт, часть, статья) этих актов, нарушение которых повлекло предусмотренные уголовным законом последствия, а также указать, в чём именно выразилось данное нарушение.

При исследовании причинной связи между нарушением специальных правил, допущенным лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и (или) соблюдению таких правил, и наступившими последствиями суду следует выяснять в том числе роль лица, пострадавшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошёл только вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора.
Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошёл только вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора.

В том случае, когда последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, вина которого в нарушении специальных правил установлена судом, так и небрежности, допущенной потерпевшим, суду следует учитывать такое поведение потерпевшего при назначении наказания. 7. Если требования охраны труда, правила безопасности при ведении горных или иных работ, а равно правила промышленной безопасности опасных производственных объектов были нарушены двумя или более лицами, обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ, то содеянное каждым из них влечёт уголовную ответственность по данным нормам при условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.

8. Вопрос об отграничении преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных статьями 216 и 217 УК РФ, следует разрешать исходя из того, при производстве каких именно работ нарушены специальные правила. Если нарушение специальных правил (в том числе и требований охраны труда) было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков составов соответствующих преступлений должно квалифицироваться по статье 216 или 217 УК РФ.

При этом потерпевшим от таких преступлений может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред. 9. Обратить внимание судов на то, что ответственность по статьям 216 и 217 УК РФ могут нести как работники организации, в которой произошёл несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность которых связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, обязанные соблюдать соответствующие правила и требования.

10. Если несчастный случай произошёл в ходе работ с использованием специальных самоходных машин (трактор, экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.) вследствие допущенных лицом, управляющим такой машиной, в том числе и во время движения транспортного средства, нарушений правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а не в результате нарушения им правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершённое лицом деяние надлежит квалифицировать по статье 216 или 217 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение соответствующих правил. 11. Нарушение специальных правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, подлежит квалификации как одно преступление, предусмотренное частью 1 статьи 143, частью 1 статьи 216 или частью 1 статьи 217 УК РФ. В тех случаях, когда в результате нарушения специальных правил одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями статей 143, 216 или 217 УК РФ, все эти последствия должны быть указаны в судебном решении.

При этом содеянное подлежит квалификации только по той части статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.

12. Если несчастный случай произошёл с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ. 13. По уголовным делам о нарушениях специальных правил наряду с другими доказательствами подлежат исследованию материалы расследования несчастного случая (акт о несчастном случае на производстве и др.), а также заключение и другие материалы расследования несчастного случая, проведённого государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов.

В необходимых случаях для установления причин несчастного случая и разрешения иных вопросов, требующих специальных знаний, назначается судебная экспертиза. 14. При назначении наказания лицам, виновным в преступном нарушении специальных правил, судам необходимо учитывать характер и степень общественной опасности этих преступлений, характер допущенных нарушений, наступившие последствия и другие обстоятельства, указанные в статье 60 УК РФ, в зависимости от которых следует, в частности, обсуждать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
14. При назначении наказания лицам, виновным в преступном нарушении специальных правил, судам необходимо учитывать характер и степень общественной опасности этих преступлений, характер допущенных нарушений, наступившие последствия и другие обстоятельства, указанные в статье 60 УК РФ, в зависимости от которых следует, в частности, обсуждать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в качестве дополнительного наказания только к отдельным видам основного наказания, то в случае назначения другого вида основного наказания такое дополнительное наказание может быть применено на основании части 3 статьи 47 УК РФ (например, по части 1 статьи 143 УК РФ данное дополнительное наказание может быть назначено при назначении основного наказания не только в виде лишения свободы, но и в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или принудительных работ).

15. По делам данной категории суды должны обращать особое внимание на необходимость установления причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также на способствующие этому условия и принимать предусмотренные законом меры к их устранению.

В частных постановлениях (определениях) судам не следует ограничиваться констатацией обстоятельств совершенного преступления.

В них должны указываться конкретные нарушения требований охраны труда и правил безопасности работ в данной организации, явившиеся причиной гибели людей, производственных травм или заболеваний и требующие принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков и организации безопасных условий труда. 16. Рекомендовать судам периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории. 17. В связи с принятием настоящего постановления:

  1. признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 21 декабря 1993 года № 11, от 25 октября 1996 года № 10, от 6 февраля 2007 года № 7, от 3 марта 2015 года № 9).
  2. признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года № 16 «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ»;

КонЭц.

С нетерпением ждём ваших горячих комментариев! Продолжение следует … Будь моим подписчиком!

Подписаться! Будь моим подписчиком! Подписаться!

  1. 22.09.2021

  2. 28.09.2021

  3. 30.09.2021

  4. 22.09.2021

  5. 27.09.2021

Copyright © 2011-2021 Хабиров Антон Рифович 1) блог-инженера.рф носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 Гражданского кодекса РФ 2) На блог-инженера.рф размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Автор и соавторы блог-инженера.рф не ручаются и не гарантируют точность, актуальность и полноту представленных документов, консультаций. 3) При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на блог-инженера.рф обязательна (для Интернет-ресурсов индексируемая гиперссылка ‘hyperlink’). Заметок на сайте: 1,688 | Комментариев: 13,129 Да это же ПСОТ!

Приглашаем в Программу совершенствования по охране труда! ПСОТ — это интерактивная образовательная программа по охране труда с производственной практикой в онлайн-формате и рейтингом участников.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+