Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Обращение в суд ифнс возврат ндфл

Обращение в суд ифнс возврат ндфл

Обращение в суд ифнс возврат ндфл

Получение налогового вычета: порядок действий при нарушении сроков возврата денежных средств

Налоговый вычет представляет собой государственную льготу, в соответствии с которой плательщик НДФЛ вправе уменьшить налогооблагаемую базу на определенную сумму. установлены различные виды налогового вычета.

Так, законодательство позволяет гражданам вернуть часть денежных средств:

  1. при оплате страховых взносов.
  2. за оплату и обучения;
  3. при покупке ;
  4. при наличии в семье несовершеннолетних детей;

Если лицо вправе получить налоговый вычет, то для возврата денежных средств ему необходимо обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением. Сроки возврата вычета установлены НК РФ. Так, в соответствии с обращение заявителя должно быть рассмотрено, а денежные средства перечислены заявителю в течение одного месяца с момента подачи заявления налогоплательщиком.

Кроме этого, не стоит забывать про нормы , согласно которой, налоговый вычет возвращается после проведения камеральной проверки. Проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев с момента подачи налогоплательщиком декларации.

В ходе будет подтверждено или опровергнуто право заявителя на получение льготы. Если в ходе проверки не было обнаружено никаких недочетов, то денежные средства будут перечислены налогоплательщику в течение 30 дней от даты подачи заявления, но не ранее окончания проведения проверки.

С учетом проверочных мероприятий срок получения вычета может составлять 4 месяца от даты обращения налогоплательщика с заявлением.

Задержке сроков может поспособствовать предоставление заявителем неполного пакета документов, а также обнаружение сотрудниками налоговой инспекции фактов, не позволяющих получить требуемую льготу.

Если заявитель имеет законное право на получение НВ, он собрал все необходимые документы и обратился с соответствующим заявлением в , но по прошествии установленного срока не получил никакого решения, дальнейшие его действия будут следующие:

  1. подача жалобы в ФНС РФ;
  2. подача жалобы вышестоящему руководству региональной налоговой инспекции;
  3. подача в суд.

Заявитель вправе обратиться в УФНС в течение одного года с момента, когда ему стало известно о нарушении его законных прав, а в суд — в течение 3-х месяцев с момента принятия решения УФНС по полученному обращению или истечения срока его рассмотрения.

Оформление письменного обращения в налоговую Письменное обращение в налоговую службу составляется в произвольной форме, но заявителю в обязательном порядке необходимо учесть требования, изложенные в .
Так, в документе должны присутствовать следующие пункты:

  1. дата и подпись.
  2. полное название органа и (или) ФИО лица, выступающего адресатом;
  3. требования заявителя;
  4. ФИО и контактные данные заявителя, включая почтовый адрес, по которому можно направить на обращение;
  5. детальное описание сути обращения со ссылками на законодательство;

Заявитель может приложить к жалобе документы, подтверждающие описанные в обращении факты.

В таком случае в самой жалобе указывается перечень таких бумаг. Подать жалобу может как сам налогоплательщик, так и его законный представитель. Если обращение подается уполномоченным лицом, то вместе с жалобой нужно будет предоставить документы, подтверждающие такие полномочия. Так как законодательством не утверждена единая форма жалобы в налоговую инспекцию, то заявители могут воспользоваться следующими бланками: , .

Так как законодательством не утверждена единая форма жалобы в налоговую инспекцию, то заявители могут воспользоваться следующими бланками: , . Если жалоба составлена некорректно, то заявителю могут отказать в ее рассмотрении. Так, обращение останется без внимания в следующих случаях:

  1. лицо, обратившееся с жалобой в налоговую службу, отозвало свое обращение, направив соответствующее заявление;
  2. в документе отсутствует подпись заявителя или лица, действующего от его имени, а также не представлены документы, подтверждающие полномочия третьего лица действовать от имени налогоплательщика;
  3. имеется судебное решение по предмету жалобы, которое вступило в законную силу.
  4. направлена в налоговый орган по истечении установленного для подачи обращения срока, а в заявлении отсутствует просьба о его восстановлении;
  5. повторная подача жалобы по одному и тому же вопросу;

Уполномоченные сотрудники налоговой инспекции обязаны зарегистрировать поступившее от заявителя обращение в течение 3-х дней ().

Ответ на жалобу должен быть предоставлен в течение 30 дней с момента ее регистрации ().

В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, о чем заявителя обязаны предупредить. Заявитель может обратиться в налоговую инспекцию несколькими способами:

  1. подача обращения на ФНС.
  2. личное посещение инспекции;
  3. отправка жалобы по почте;

При личном визите в налоговую инспекцию обращение следует подготовить в двух экземплярах. Один экземпляр вручается уполномоченному сотруднику налоговой службы, а второй остается на руках у заявителя с отметкой о приеме обращения.

В ней должна быть указана дата принятия документа, а также ФИО и должность ответственного сотрудника. Второй способ — это почтовое отправление. Жалобу можно отправить почтой России, но при этом следует выбирать с уведомлением о вручение.

Кроме этого, нелишним будет сделать опись содержимого.

Когда письмо дойдет до адресата, по почте поступит уведомление о вручении.

Все почтовые документы необходимо сохранить. Они являются доказательством отправки жалобы.

Пожаловаться на нарушение сроков получения налогового вычета можно на официальном сайте ФНС. Для этого налогоплательщику необходимо:

  1. из предложенного перечня выбрать пункт «Подача жалобы в налоговые органы»;
  2. в открывшемся окне необходимо выбрать категорию, к которой относится заявитель: «Физическое лицо или ИП», после чего откроется форма обращения для заполнения.
  3. в открывшемся окне необходимо нажать на вариант «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов» и зайти (зарегистрироваться) в личный кабинет;
  4. перейти в категорию «Физические лица»;
  5. если у заявителя нет зарегистрированного личного кабинета на сайте ФНС и проходить регистрацию он не желает, то в таком случае можно выбрать пункт «Я хочу обратиться по иному вопросу»;
  6. зайти на ФНС;

В электронной форме необходимо заполнить все обязательные поля и отправить запрос в инспекцию.

Ответ на обращение будет направлен на указанный почтовый адрес или электронную почту.

Обращаться в суд по поводу действий или бездействия уполномоченных лиц налоговой службы заявитель вправе только после обжалования решения инспекции в УФНС. Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии . Это бесплатно. Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителейПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Долго не приходят деньги по имущественному вычету

Я подал в налоговую заявление на вычет.

Прошел уже месяц, а они не отвечают.

Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.Подскажите, как еще можно повлиять на них?АндрейАндрей, сочувствую.

Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала. Елена Евстратова получила вычетЯ подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка.

Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией.

Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки.

Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой.

Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая.

Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.Заберите свое у государства!Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц.

Подпишитесь!ПодписатьсяПодать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте.

Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.Взыскать компенсацию — можно попробовать это сделать, поскольку вы не получили вовремя свой излишне уплаченный налог. Сумма неустойки тут небольшая: за каждый день просрочки в размере действовавшей в эти дни Например, я получила бы в качестве компенсации 1088,94 Р.

Для расчетов есть Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать.

Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.Отправить повторную жалобу.

Если первая жалоба не подействует или вы не получите ответа вовремя, можно подать повторную жалобу точно таким же способом. Только в содержании обращения нужно указать реквизиты первой жалобы и сообщить, что это повторное обращение. Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.Сходить лично в налоговую.

Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме.

Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше. В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему.

Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.Жалобу я подала 10 июля.

В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос. Ну и что? 27.02.19В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней.

Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую. Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией.

Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите.

На самые интересные вопросы ответим в журнале.

УЧЕБНИКБесплатный аудиокурс для начинающих инвесторов: слушайте уроки по 10 минут в день — и уже через неделю вы сможете собрать свой первый портфельЛучшее за неделюЕкатерина Мирошкина, экономист29.0941K1028.0939K3430.0933K20Михаил Шардин, инвестировал и бóльшие суммы29.0932K5228.0931K1329.0930K4401.1023K1802.1023K14Шорты30.0917K729.0915K7Шорты02.1014K128.0914K1101.1014K5Екатерина Мирошкина, экономист01.1012K3Шорты28.0910K2302.108K2930.098K16Дискуссия29.097K330.097K2129.096K1601.106K3427.096K2328.096K1101.106K1002.106K2Юлия Девяткова, юрист01.106K3Дискуссия28.095K5Антонида Пашинина, журналист02.105K1030.095K1529.095K9

Море полезных статей о финансахВ вашей почте дважды в неделю. Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денегПодписаться·

Решения по жалобам

Дата решения: 03.10.2017 Номер решения: СА-3-9/6508@ Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России Статьи Налогового кодекса: , Вид налога: Налог на доходы физических лиц Тема налогового спора: Правомерность отказа в возврате излишне уплаченных налоговым агентом сумм НДФЛ Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Поскольку в рассматриваемом случае возврат НДФЛ Заявителю должен осуществлять налоговый агент, то основания для возврата НДФЛ налоговым органом отсутствуют, а решение Инспекции от 13.06.2017 является законным и обоснованным.

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает решение Инспекции от 13.06.2017 необоснованным, поскольку НДФЛ за 2005-2007 годы исчислялся, удерживался и перечислялся в бюджет правомерно на основании действующего в спорном периоде законодательства, а в связи с изменением налогового законодательства в 2014 году данные суммы признаны излишне уплаченными.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Федеральным законом от 23.06.2014 № 166-ФЗ

«О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), вступившим в силу 24.06.2014, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) дополнена статьей 231.1 Кодекса. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ налогоплательщик вправе обратиться за возвратом сумм налога на доходы физических лиц, признанных излишне уплаченными в соответствии со статьей 231.1 части второй Кодекса (в редакции Федерального закона № 166-ФЗ), в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона № 166-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 231.1 Кодекса признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 Кодекса суммы налога, удержанного налоговым агентом с доходов налогоплательщиков в связи с уплатой за налогоплательщиков страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным работодателями до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме. Пунктом 2 статьи 231.1 Кодекса установлено, что суммы налога, указанные в пункте 1 статьи 231.1 Кодекса, подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 части первой Кодекса, с начисленными на них процентами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 Кодекса. Согласно пункту 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Из материалов жалобы следует, что Заявитель обратился в Инспекцию с заявлением от 01.06.2017 о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (далее – заявление от 01.06.2017), в котором на основании статьи 78 Кодекса просил произвести возврат денежных средств.

Вместе с заявлением от 01.06.2017 Заявитель представил в Инспекцию обращение, в котором просил произвести ему возврат денежных средств, в том числе излишне уплаченного НДФЛ за 2005-2007 годы и процентов.

К указанному обращению Заявителем приложены следующие документы: справки о его доходах по форме № 2-НДФЛ за 2005-2007 годы; справка от 26.05.2017 о суммах, датах удержания и перечисления НДФЛ по договору страхования жизни сотрудников с выплатой ренты, согласно которой с Заявителя удержан НДФЛ, с приложением копий платежных поручений по перечислению сумм НДФЛ в бюджет за вышеуказанный период на 11 листах; расчет суммы процентов с излишне уплаченного НДФЛ на 30.06.2017.

По результатам рассмотрения заявления от 01.06.2017 Инспекцией вынесено решение от 13.06.2017 об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (далее – решение от 13.06.2017), которым Заявителю отказано в возврате переплаты по НДФЛ в связи с отсутствием переплаты в его карточке расчетов с бюджетом по данному налогу.

Не согласившись с вышеуказанным решением Инспекции, Заявитель обратился в Управление с жалобой от 24.07.2017, в которой привел доводы, аналогичные изложенным в обращении. При этом Заявитель считает решение Инспекции от 13.06.2017 необоснованным, поскольку НДФЛ за 2005-2007 годы исчислялся, удерживался и перечислялся в бюджет правомерно на основании действующего в спорном периоде законодательства, а в связи с изменением налогового законодательства в 2014 году данные суммы признаны излишне уплаченными. По результатам рассмотрения жалобы Заявителя от 24.07.2017 Управлением вынесено решение от 21.08.2017, которым жалоба оставлена без удовлетворения.

В указанном решении Управления Заявителю сообщено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании заявления налогоплательщика. При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Управление отметило, что Общество, являющееся налоговым агентом Заявителя, состоит на налоговом учете в другой Инспекции Федеральной налоговой службы (далее – Инспекция №8).

Информация о снятии Общества с налогового учета отсутствует. Вместе с тем, Федеральная налоговая служба отметила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 231.1 Кодекса суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом с доходов налогоплательщиков в связи с уплатой за них страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным работодателями до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме, подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 Кодекса, с начисленными на них процентами. Следовательно, возврат Заявителю излишне уплаченного НДФЛ, удержанного Обществом с доходов Заявителя в связи с уплатой за него страховых взносов по договору страхования жизни, в соответствии со статьей 78 Кодекса подлежит осуществлению Инспекцией как налоговым органом по месту постановки Заявителя на налоговый учет на основании его заявления.

Федеральная налоговая служба сообщила, что по информации Управления Общество с 05.11.2003 по 05.11.2009 состояло на налоговом учете в Инспекции №2, с 05.11.2009 по настоящее время состоит на налоговом учете в Инспекции № 8.

Обществом как налоговым агентом в Инспекцию № 2 представлены справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ за 2005-2007 годы в отношении Заявителя. При этом в указанных справках Обществом не выделены суммы полученных Заявителем доходов в виде страховых взносов по договорам страхования, уплаченных работодателем за счет собственных средств, с отражением по соответствующему коду дохода. Федеральная налоговая служба отметила, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 08.06.2015 № 03-04-07/33140, доведенному Федеральной налоговой службой по системе налоговых органов письмом от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@ «О возврате налога на доходы физических лиц», перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган для осуществления возврата сумм налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов налогоплательщика в связи с уплатой за него страховых взносов по договору добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенному работодателем до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме, Кодексом не установлен.

Налогоплательщиком вместе с заявлением в числе документов, требующихся для осуществления указанного возврата суммы налога на доходы физических лиц, должны быть представлены платежные документы, подтверждающие перечисление в бюджет удержанной налоговым агентом суммы налога и дату удержания налога на доходы физических лиц. Из материалов, представленных Управлением, следует, что Инспекцией при вынесении решения от 13.06.2017 об отказе в возврате переплаты по НДФЛ, а также Управлением при вынесении решения от 21.08.2017 по жалобе Заявителя от 24.07.2017, не учтены положения статей 78, 231.1 Кодекса и не дана оценка документам, представленным Заявителем с заявлением от 01.06.2017. Таким образом, решение Инспекции от 13.06.2017 и решение Управления от 21.08.2017 являются неправомерными и подлежат отмене.

На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба отменила решение Инспекции от 13.06.2017 об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и решение Управления от 21.08.2017 по жалобе Заявителя от 24.07.2017.

Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру Главным отраслевым событием осени можно считать принятие , внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы.

О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Статья 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа подверглась изменениям.

Итак, с 01.10.2021 вступают в силу следующие поправки.

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами. Получается, что с 01.10.2021 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу.

То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога. Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп.
Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп.

«ж» п. 22 ст. 1 закона). Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога.

Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.

Кроме того, с 29.10.2019 заработало новое положение о сроке принятия решения о зачете или возврате переплаты при проведении камеральной проверки. Этот срок будет зависеть:

  1. от вступления в силу решения по ней.
  2. от срока окончания проверки;

Этот срок будет отсчитываться:

  1. со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп.

    «и» п. 22 ст. 1 закона).

  2. по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;

Как для зачета, так и для возврата налога необходимо обратиться в ИФНС с заявлением. Если причиной переплаты стала ошибка в декларации, то сначала нужно представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только после этого можно подать заявление на возврат или зачет переплаты.

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога.

Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ. Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п.

8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки.

О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ. Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов.

Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п.

6 ст. 78 НК РФ, . Нарушение срока возврата переплаты грозит ИФНС оплатой процентов – п. 10 ст. 78 НК РФ. Что касается несвоевременно произведенного зачета, то на сумму зачета проценты не начисляются.

Единственное, что остается, – обжаловать бездействие инспекции. Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, ). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п.

1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (). В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

Минфин высказался по поводу возможности зачета ошибочно перечисленной суммы по реквизитам для НДФЛ в счет погашения долга по УСН-налогу. Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Таким образом, сумму переплаты по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. К коим относятся в том числе НДС, налог на прибыль.

Этот же вывод следует и из письма , в котором говорится, что зачет НДФЛ осуществим:

  1. в счет будущих платежей – по иным налогам.
  2. в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);

Резюме: вернуть или зачесть НДФЛ сложно, но возможно.

Сначала нужно определить, как возникла переплата, от этого будут зависеть дальнейшие действия.

Если она образовалась из-за излишней уплаты, например, в результате ошибки в платежке, можно или вернуть ее из бюджета, или зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам. Для этого необходимо подать в инспекцию заявление о возврате или о зачете. Возврат осуществляется в следующих случаях:

  1. налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.
  2. если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.

Зачет можно осуществить в счет:

  1. недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  2. задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Невозможность зачета излишне уплаченного НДФЛ в счет будущих платежей объясняется тем, что оплата этого налога должна происходить исключительно за счет средств физлиц, а не компании, как налогового агента (пп.

1, 14 ст. 78, п. 9 ст. 226 НК РФ).

С 01.01.2021 из данного правила действует исключение в ситуации, когда налог доначислен (взыскан) по итогам налоговой проверки, если НДФЛ неправомерно не удержан (удержан не полностью) (пп. «в» п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Так что, со следующего года, доначисленный НДФЛ можно будет уплатить за счет собственных средств.

Это даст возможность уменьшить размер пеней.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет. Индивидуальный предприниматель 15.03.2018 обратился в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2013 год.

Переплата обнаружилась по результатам сдачи уточненной декларации 14.08.2017 и последующей сверки расчетов с налоговым органом.

Ссылаясь на пропуск трехлетнего срока подачи заявления с момента уплаты налога, ИФНС отказала в возврате.

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года. Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил.
Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил.

Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт.

Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд. ИФНС отказала компании в возврате переплаты по налогам.

Суды эту позицию поддержали по следующим причинам:

  1. не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.
  2. заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;

Суд указал, что право на возврат непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:

  1. платежными поручениями налогоплательщика;
  2. информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.
  3. инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

ООО «Завод химического машиностроения» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС об отказе в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 3,6 млн и об обязании зачесть указанную переплату по налогу на прибыль в счет уплаты текущих платежей. Первая инстанция налогоплательщика поддержала. Апелляция и суд округа решение отменили.

Верховный Суд оснований для пересмотра вердикта коллег не нашел. Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

ВС РФ отказался пересматривать спор, в котором компания требовала вернуть переплату по НДФЛ. Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка.

Второй платеж был успешно зачислен в бюджет. Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно. Поскольку в такой ситуации ни вернуть, ни зачесть переплату не получится, единственный способ вернуть деньги – обратиться в проблемный банк с заявлением о возврате пропавших сумм и в случае отказа подать в суд.

ИФНС не стала возвращать ООО излишне перечисленный НДФЛ из-за истечения срока подачи заявления для возврата налога. По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств. Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы.

Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ. Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Выездная налоговая проверка в отношении АО «Хлебозавод» в августе 2014 года выявила переплату по НДФЛ в размере 2 млн рублей.

Отразив этот факт в акте, инспекторы указали на конкретные платежные поручения за январь 2012 года. Кроме того, компании было предложено обратиться за возвратом средств.

Причем формулировка возврата квалифицировалась не как налог, а как сумма, не являющаяся НДФЛ и ошибочно перечисленная в бюджет. Решение о проверке, вынесенное 30.09.2014, по поводу, не связанному с возвратом налога, организация оспорила в суде (23.03.2016), но проиграла.

И только после этого, уже 01.04.2016, общество обратилось в ИФНС с заявлением о возврате 2 млн рублей переплаты по НДФЛ. Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога. Оспорить отказ обществу не удалось.

Дело в том, что срок для обращения в суд истек.

Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом от 06.12.2017 у предпринимателя появилась переплата по налогу в сумме 434 тыс.

рублей. Решениями налогового органа от 15.12.2017 ИП в возврате налогов отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ. Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс.

рублей. Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет. Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует.

Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога. Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Индивидуальному предпринимателю удалось оспорить отказ пенсионного фонда в возврате переплаты по страховым взносам в ПФР за 2014, 2015 годы в сумме 59 тыс. рублей. Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил.

Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.

В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует. По результатам выездной налоговой проверки в июле 2014 года АО был доначислен налог на имущество за 2010?2011 годы.

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена.

Доначисление налога суд признал законным в 2016 году. Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы.

Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  1. по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.
  2. по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;

С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017. Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество.

Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Обществу удалось оспорить отказ ИФНС в зачете (возврате) суммы налога и обязать вернуть переплату по налогу на прибыль за 2013 год.

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п.

7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала.

В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п.

2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога. Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  1. получения возмещения убытков;
  2. возврата госпошлины;
  3. увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.
  4. урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;

Эти обстоятельства стали известны обществу уже после подачи первоначальной декларации и уплаты налогов, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена ИФНС по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации.

Поэтому общество действительно узнало о переплате лишь в декабре 2016-го и марте 2017 года, следовательно, трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке обществом пропущен не был. Компания в апреле 2017 года обратилась в ПФР за возвратом переплаты по взносам, однако ответа на свое заявление так и не получила.

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты.

Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет. С 01.01.2017 администрирование страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами НК РФ.

Статья 78 кодекса содержит положения, аналогичные тем, которые применили судьи в рассматриваемом постановлении.

Согласно пункту 1.1 указанной статьи они распространяются и на возврат переплаты по страховым взносам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+