Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Обязательный финансовый контроль

Обязательный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль учреждения

29 января 2018 г. 11:15 Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала Журнал «» № 1/2018 Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935. Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст.

265 БК РФ). Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

  1. осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
  2. направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
  3. проводят проверки, ревизии и обследования;
  4. направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  2. обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;
  3. ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
  4. проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

Исходя из положений ст.

266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

  1. запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

  1. обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  2. проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
  3. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;
  4. при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
  5. выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
  6. направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств. Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ.

Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст.

3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб.

В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Discovered

Финансовый контроль, будучи составной частью в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из . Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  1. интересов управляющего субъекта.
  2. норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом;

Финансовый контроль (financial control) —

  • Контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам.
  • Контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами.
  • Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида.Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.Финансовый контроль – это:

  1. совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.
  2. законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров, за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  3. неотъемлемый элемент управления и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций;

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.

Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

  1. проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  2. выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  3. устранении и предупреждении нарушений . В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
  4. проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетных и собственных средств, , внебюджетных и других средств);
  5. проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
Рекомендуем прочесть:  Расторжение сделки купли продажи

Финансовый контроль – функция государственного финансового управления.

Финансовый контроль представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления. Финансовый контроль является формой государственного контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюджетных средств, сохранности государственной и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финансовой дисциплины.Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше.

Финансовый контроль является формой государственного контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюджетных средств, сохранности государственной и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финансовой дисциплины.Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта.

При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому , а также .Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.

  1. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  2. Проверка соответствия совершенных требованиям законодательства.
  3. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  4. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
  5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  6. Проверка правильности ведения ; причем не только , но и , если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  7. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
  8. Проверка правильности и своевременности расчетов с и государственными .
  9. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  10. Контроль в областях, где оно регулируется государством.

Первый и основной интерес собственника — получение , то есть прирост вложенного капитала (рост , получение ).

Однако, возможны и другие локальные задачи, например:

  1. сокращение ;
  2. увеличение средней заработной платы.
  3. наращивание ;

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом.

Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:

  1. Анализ эффективности привлечения заемных средств.
  2. Анализ мер по оптимизации (см. также ).
  3. Анализ принятой процедуры и проверка ее соблюдения на практике.
  4. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности материалов и т.д.); выявление .
  5. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  6. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  7. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  8. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.

Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации , эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи. Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений.

Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления . С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.Объекты финансового контроля — это:

  1. различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов;
  2. процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

Субъекты финансового контроля — это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.В развитых странах финансовый контроль осуществляют счетные палаты (аппарат главного аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоченные аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных организаций, внебюджетных фондов.Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов.Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций.Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.Механизм финансового контроля — это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.Глобально финансовый контроль подразделяется на 2 вида:

  • государственный;
  • негосударственный.

Государственный финансовый контроль — это финансовый контроль за своевременностью полнотой мобилизации государственных ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев государственной , за соблюдением правил учета и отчетности.Цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну государства и минимизировать государственные издержки управления.Негосударственный финансовый контроль – это внутрифирменный финансовый контроль.Цель негосударственного контроля – минимизировать благодаря механизму оптимизации налогооблагаемый базы свои отчисления в пользу государственной казны и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. Финансовый контроль подразделяется также на:

  • Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств.
  • Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.

Финансовый контроль также подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч.

.Существуют и прочие виды классификаций финансового контроля. В частности, в зависимости от субъектов контроля выделяют такие виды финансового контроля:

  • инициативный;
  • обязательный;
  • ведомственный.

Инициативный финансовый контроль — финансовый контроль, который осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль:

  • исполнительных органов власти обшей компетенции;
  • общественный;
  • президента;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • финансово-кредитных органов;
  • аудиторский.
  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

Обязательный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится:

  • в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  • по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Ведомственный финансовый контроль — финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов, финансовых органов.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству.К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.По времени проведения выделяют:

  1. Предварительный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
  2. Текущий финансовый контроль — финансовый контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
  3. Последующий финансовый контроль — финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Принципами организации финансового контроля являются:

  • законность;
  • неподкупность субъектов контроля;
  • объективность;
  • компетентность;
  • обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  • четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  • системность;
  • презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  • независимость;
  • разграничение функций и полномочий;
  • гласность;
  • согласованность действий различных контролирующих органов и др.
  • ответственность;
  • результативность контроля;
  • превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей:

  1. начисление ;
  2. предупреждение;
  3. конфискация материальных и денежных средств.
  4. запрет или ограничение деятельности;
  5. запрет на осуществление тех или иных операций;
  6. наложение штрафа;

Методами финансового контроля являются:

  1. наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
  2. обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его и возможных перспектив развития;
  3. анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности (см.

    , ) в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

  4. надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны и т.п.);
  5. документальные и камеральные проверки на основе отчетной документации и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности и разработки мер для устранения выявленных нарушений;
  6. ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические.

Результатом мероприятий финансового контроля (ревизий, проверок и т.п.) является документ (акт, отчет, справка, заключение), который отражает:

  1. достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации);
  2. факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.
  3. вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;

Понятие и значение финансового контроля

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами, при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами, при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Финансовый контроль выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

К основным задачам финансового контроля относятся следующие:

  1. o выявление внутрипроизводственных резервов повышения финансовых ресурсов;
  2. o повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и валютных операций и др.
  3. o обеспечение соблюдения требований действующего законодательства в области финансовой деятельности;
  4. o обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  5. o поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером доходов государства;

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: P проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; P проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; P проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); P проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; P выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; P предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. В зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений можно выделить обязательный и добровольный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится:

  1. o в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. o по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль, его можно разделить на государственный (общегосударственный, вневедомственный и ведомственный), внутрихозяйственный и аудиторский.

Общегосударственный финансовый контроль — имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов (Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.

Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов. Вневедомственный финансовый контроль — это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина России, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами).

Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразделений.

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны.

В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном счете отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

№2263

«Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»

и утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (утратили силу с принятием Указа Президента от 13 декабря 2001 г.

№1459 и Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), В настоящее время порядок осуществления аудиторской деятельности определен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г.

№307-Φ3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) согласно этим актам представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Под аудитом при этом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Под аудитом при этом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие виды услуг:

  1. 10) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  2. 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  3. 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  4. 2) налоговое консультирование;
  5. 11) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  6. 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  7. 8) проведение маркетинговых исследований;
  8. 7) оценочная деятельность;
  9. 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  10. 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  11. 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью;

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, — как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке регистрацию, и их аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.

БК РФ Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

  1. Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным от 23.07.2013 N 252-ФЗ) 1.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.(в ред. Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.(в ред. Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Под ревизией в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.(в ред.

Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Результаты проверки, ревизии оформляются актом.3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.(в ред. Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Под выездными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов.(в ред.

Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Под встречными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.(в ред.

Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.Результаты обследования оформляются заключением.5.

Утратил силу. — Федеральный от 26.07.2019 N 199-ФЗ.(см.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+