Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Можно ли работать в совете директоров госкомпаний федеральному государственному служащему

Можно ли работать в совете директоров госкомпаний федеральному государственному служащему

Можно ли работать в совете директоров госкомпаний федеральному государственному служащему

Госслужащий в совете директоров компании

Если член совета директоров госкомпании в период своего членства стал госслужащим, положено ли ему выплата вознаграждения за период, пока он госслужащим не был? 21 Мая 2021, 10:03, вопрос №2778619 Владислав, г. Москва 600 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (4) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 28366 ответов 10397 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Екатеринбург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте.

В госкомпании по части выплат в пользу членов Совета директоров должно быть разработано специальное положение. Это государственное АО? Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Статья 64. Совет директоров (наблюдательный совет) общества 2.

По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров 21 Мая 2021, 10:08 0 0 8,6 Рейтинг Правовед.ru 20167 ответов 10909 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Саратов Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 8,6рейтинг

Добрый день. Можете уточнить в каком ведомстве указанное лицо стало занимать должность? Каким образом определены условия премирования в Положении о премировании.

Дело в том, что вопросы премирования решаются внутренними ведомственными актами. В силу ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

5. К дополнительным выплатам относятся: 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);И еще момент речь идет именно о премии или о ежемесячном поощрении, которое также является частью дополнительных выплат гос.служащего?

21 Мая 2021, 10:10 0 0 получен гонорар 100% 10,0 Рейтинг Правовед.ru 21219 ответов 8223 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Апатиты Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Владислав, добрый день!

Согласно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев: в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании,более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное; таким образом в период прохождения госслужбы участвовать в управлении коммерческой организацией, можно только при соответствии такой организации указанным требованиям. Что касается вознаграждения, то порядок его выплаты определяется документом соответствующей организации о порядке выплат вознаграждения членам коллегиального органа такой организации.

Если исходя из предусмотренного им порядка начисления оплата будет происходить за период участия в совете директоров о назначения на должность госслужбы нарушения не будет даже если такое начисление формально будет произведено после назначения на должность ГС 21 Мая 2021, 10:12 1 0 8,5 Рейтинг Правовед.ru 1598 ответов 545 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 8,5рейтинг

Добрый день Владислав!

Согласен с коллегами, Вы вправе получить вознаграждение за участие в органе управления юридического лица за период до назначения на должность государственной гражданской службы. При этом необходимо отметить следующее.

В связи с поступлением члена СД коммерческой организации на государственную гражданскую службу его членство в СД такой организации должно быть прекращено в установленном корпоративными документами организации порядке, поскольку п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

установлены соответствующие ограничения, как это указано коллегами выше.

Несоблюдение ограничений может привести к увольнению по основанию утраты доверия (ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

).В этой связи рекомендуется во избежание негативных рисков, связанных с прохождением государственной гражданской службы (в том числе отсутствия вопросов по источнику получения дохода в случае, когда вознаграждение как члену СД произошло позже прекращения соответствующих полномочий) представить в подразделение государственного органа, занимающегося сопровождением государственной службы и кадров документы, подтверждающие прекращение деятельности в органе управления коммерческой организации (СД), осуществляемую на платной основе (т.е., подтверждающих выход из состава СД).

21 Мая 2021, 11:05 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 07 Апреля 2016, 04:14, вопрос №1211049 04 Марта 2015, 17:10, вопрос №750438 10 Ноября 2015, 16:09, вопрос №1035358 21 Февраля 2015, 13:13, вопрос №735469 13 Ноября 2017, 10:40, вопрос №1810245 Смотрите также

Независимые директора в госкомпаниях: призрачность или прозрачность

На прошлой неделе стало известно о том, что в совете директоров «Связьинвеста» впервые появились независимые члены, у них пять мест из девяти .

На той же неделе Прохоров М., уже входящий в совет «Роснано» в качестве независимого директора, принял предложение войти в совет директоров «Шереметьево». Таким образом, государство продолжает реализовывать инициативу главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной о назначении независимых директоров в советы директоров компаний с госучастием, которую она озвучила на коллегии Минэкономразвития 25 марта 2008 г. Назначение независимых в госкомпании, по словам Э.

Набиулиной, необходимо потому, что госсектор

«должен стать не преградой к инновационному развитию, а его локомотивом»

. За заявлением последовали реальные действия. Первая волна назначений независимых в госкомпании прошла в июле 2008 г., когда в советы директоров десяти 100%-ных госкомпаний были включены 26 независимых директоров.

Сегодня мы являемся свидетелями ситуации, в которой государство, с одной стороны, активно вводит в советы директоров госкомпаний независимых членов, с другой стороны, делает это не имея прозрачных критериев отбора и механизмов назначения, определения правового статуса, ответственности и т.п. В результате даже для самих участников процесса ситуация не прозрачна. Например, «К. Малофеев рассказал «Ведомостям», что независимые директора попросили «Связьинвест» обратиться за разъяснением их статуса в Росимущество, так как их правовая позиция не вполне ясна: эти директора не госслужащие, но избраны от государства».

На какие критерии необходимо опираться при отборе независимых директоров в советы директоров госкомпаний? А.Г. Белова, независимый директор ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», член Ассоциации независимых директоров комментирует этот вопрос так: «Основываясь на опыте первого года работы в качестве независимого директора мне представляется, что существенно значимыми являются два аспекта. Во-первых, компетентность и практический опыт.

Кандидат должен иметь достаточный опыт решения сложных управленческих задач как на уровне управленца высокого уровня в крупной компании, так и опыт работы в качестве члена совета директоров и руководителя комитетов совета директоров. Во-вторых, достаточное количество времени для выполнения функций независимого директора. Это очень важный критерий, который отчетливо продемонстрировал свою значимость в период кризиса.

Основной причиной приятия решения о замене государственных чиновников — членов советов директоров госкомпаний являлось отсутствие у них достаточного количества времени и наличие внутреннего конфликта между государственными и корпоративными интересами.

Однако, если в качестве независимого директора выдвигается очень занятый текущей профессиональной деятельностью специалист, например, глава крупного госбанка с огромным количеством обязательств и грузом ответственности, то не приходится рассчитывать на то, что он будет активно выполнять роль независимого директора в составе совета директоров предприятия, существенно меньшего, чем тот бизнес, которым он управляет на своей основной позиции.

Однако, если в качестве независимого директора выдвигается очень занятый текущей профессиональной деятельностью специалист, например, глава крупного госбанка с огромным количеством обязательств и грузом ответственности, то не приходится рассчитывать на то, что он будет активно выполнять роль независимого директора в составе совета директоров предприятия, существенно меньшего, чем тот бизнес, которым он управляет на своей основной позиции.

Поэтому выбирая кандидатуры на позиции независимых директоров, необходимо, безусловно, руководствоваться критерием наличия достаточного количества времени и готовностью инвестировать его в анализ ситуации при принятии решений, в детальный разбор той предметной области, в которой приходится принимать данные решения».

Что же касается процедуры подбора и утверждения независимых директоров в советы директоров компаний с государственным участием – готовые решения существуют в международной практике, считает А.А. Филатов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров: «В российских акционерных обществах акционеры, имеющие более 2 процентов голосующих акций, имеют право выдвигать кандидатов в члены совета директоров.

Избрание членов совета директоров происходит по процедуре кумулятивного голосования на общем собрании. Лучшая международная практика подразумевает, что советы директоров через комитеты по кадрам активно участвуют в подборе и выдвижении кандидатов в совет директоров. Кандидаты подбираются в соответствии с планом преемственности и ротации, с учетом необходимости поддержания в совете директоров нужного набора компетенций для обеспечения сбалансированности его состава.

Выдвинутые советом директоров кандидаты избираются на общем собрании и право акционеров — проголосовать за тех кандидатов, которые представляются им наиболее подходящими. Недостаток подхода, когда акционер выдвигает кандидатов — упускается возможность рассмотреть весь спектр возможных кандидатов, которые могут подходить данной компании наилучшим образом. Поэтому представляется важным в госкомпаниях развивать деятельность комитетов советов директоров по кадрам и вознаграждениям».

Комментируя вопрос о том, как независимый директор, входящий в совет директоров госкомпании, учитывает интересы государства как акционера, номинировавшего его в совет директоров, А.А. Филатов поясняет: «Даже в той компании, где только один акционер, неважно, является ли таким акционером государство или частный владелец, привлечение независимых директоров, наряду с представителями акционера, необходимо для эффективной работы компании.

Реально работающий совет директоров важен для акционера, когда он отходит от оперативного управления бизнесом и ему нужен орган, который обеспечивает надзор за наемным менеджментом, и который помогает менеджменту вырабатывать стратегию. Если государство как владелец не отходит от оперативного управления «в ручном режиме», – совет директоров превращается в фикцию – и нужен как пятое колесо в телеге. Поэтому для федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), управляемых государственным менеджером, совет директоров как орган управления законодательно не предусмотрен.

Управлять акционерными обществами с госучастием в отличие от ФГУПов нужно методами корпоративного управления, то есть через реально работающие советы директоров, в противном случае, зачем держать эти компании в организационно правовой форме акционерных обществ? И независимые директора будут востребованы в госкомпаниях только тогда, когда решения будут вырабатываются внутри совета директоров путем обсуждения вопросов, а не путем навязывания извне мнения контрольного акционера. Независимый директор должен представлять интересы государства не путем голосования по инструкции, а путем учета интересов государства как одного из акционеров, проводя решения в интересах компании.

При этом в социально-ориентированной модели экономики обязателен учет интересов и других стейкхолдеров – общества, экологических организаций, населения регионов, где работает компания».

«Основная «ценность» независимого директора состоит в том, что он смотрит на бизнес как на бизнес.

– Считает А.Г. Белова. — В советах директоров сегодня еще достаточно государственных чиновников, в функции которых входит соотносить государственные интересы и интересы развития организации как эффективного бизнеса. Независимый директор, прежде всего, должен руководствоваться интересами компании, вне зависимости от того, какой у нее акционер — государственный или частный.

При этом цели, которые ставит перед компанией совет директоров, безусловно, важны. Поэтому с целью информирования независимого директора о целях и намерениях государства как акционера, в Министерстве экономического развития и в Росимуществе необходимо реально сформировать работающий институт ответственных, от которых независимый директор мог бы получать информацию о целеполагании акционера-государства». 1 Это управляющий директор ЗАО «ВТБ-инвест» Михаил Бутрин, управляющий партнер Marshall Capital Partners Константин Малофеев, член совета директоров UBS Марлен Манасов, профессор Высшей школы экономики Иван Родионов и управляющий директор МДМ-банка Никита Ряузов.

Государство представляют советник президента Леонид Рейман и советник министра связи Михаил Лещенко. «Комстар-ОТС», владеющий 25,1% «Связьинвеста», делегировал президента Сергея Приданцева и первого вице-президента АФК «Система» (контролирует «Комстар») Виталия Савельева.

2

«Нужно переходить к назначению в советы директоров компаний с госучастием не только чиновников, у которых недостаточно времени, чтобы уделять внимание развитию компании, но и специалистов – независимых директоров»

.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Заместитель руководителя Росимущества Глеб Сергеевич Никитин проанализировал формирование и организацию работы института профессиональных директоров в составе органов управления акционерных обществ с государственным участием:

— В качестве профессиональных директоров Минэкономразвития России и Росимущество рассматривают лиц, не являющихся государственными либо муниципальными служащими (а также не замещающих государственные должности и не избранных в органы местного самоуправления), обладающих достаточным уровнем профессионализма, компетенции и практического опыта, позволяющим им осуществлять деятельность в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества с государственным участием.

Профессиональные директора, избираемые в установленном порядке в составы советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ из числа кандидатов, выдвинутых акционером — Российской Федерацией голосами по акциям, принадлежащим государству как акционеру, осуществляют свою деятельность либо в статусе профессиональных поверенных, либо в статусе независимых директоров.

В целях осуществления наиболее эффективного замещения государственных гражданских служащих в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ с государственным участием при Росимуществе была сформирована Комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и ревизоров для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ, не включенных в специальный перечень, утвержденный . Комиссия формируется из представителей Росимущества, Минэкономразвития России, федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена координация деятельности обществ в соответствующей сфере экономики и общественно-профессиональных организаций (РСПП, АНД, РИД, ОПИАК). Одним из механизмов осуществления отбора профессиональных директоров в составы органов управления госкомпаний является программный комплекс Межведомственного портала по управлению государственной собственностью.

Так на базе Портала реализован функционал личных кабинетов профессиональных директоров, представляющих собой по существу индивидуальное информационное пространство, в котором пользователю предоставляются возможности по размещению сведений о его деятельности (в форме анкеты профессионального директора), а также возможность подачи заявок на избрание в органы управления акционерных обществ с государственным участием.

При этом кандидатура номинанта рассматривается Комиссией только в случае корректного предоставления персональной информации и согласия через указанный Интернет-ресурс.

Вся информация, касающаяся сроков подачи заявок и перечня акционерных обществ, в которых планируется осуществить замещение позиций, занимаемых государственными служащими, кандидатами из числа профессиональных директоров с возможностью их последующего избрания в качестве председателей соответствующих госкомпаний размещена на официальном сайте Росимущества. В 2010 г. по итогам проведенных заседаний Комиссии на годовых общих собраниях акционеров в составы советов директоров (наблюдательных советов) 389 акционерных обществ с участием Российской Федерации избрано 440 кандидатов из числа лиц, не являющихся государственными служащими, занявших 707 позиций (из них 214 – в качестве независимых директоров; 493 – в качестве профессиональных поверенных).

Порядок деятельности профессиональных директоров в органах управления госкомпаний определен в

«Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»

)». В указанном нормативно-правовом акте выделено две категории членов советов директоров (наблюдательных советов), избираемых голосами по акциям, принадлежащим Российской Федерации как акционеру: – представители интересов государства, как государственные служащие, так и иные лица – профессиональные поверенные, которые обязаны голосовать в соответствии с директивами собственника (при наличии указанных директив); – независимые директора, голосующие на основе личного профессионального опыта и собственного суждения, и отвечающие установленным критериям отбора.

К вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, по которым Росимущество обязано выдавать письменные директивы представителям интересов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) общества, отнесены следующие вопросы: — утверждение повестки дня общего собрания акционеров; — увеличение уставного капитала общества; — образование единоличного исполнительного органа общества; — формирование рекомендаций по размеру дивиденда по акциям; — одобрение крупных сделок; — принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях; — избрание (переизбрание) председателя совета директоров (наблюдательного совета); — иные вопросы в целях исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации или Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. В целях оптимизации деятельности профессиональных директоров в органах управления акционерных обществ с государственным участием, а также с целью организации взаимодействия государства с членами органов управления акционерных обществ, представляющими его интересы и не являющимися государственными служащими (профессиональными поверенными), существует необходимость заключения договоров между ними и Российской Федерацией в лице Росимущества, отраженная в п. 4

«О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»

, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года № 738.

В условиях изменения стратегии корпоративного управления акционерными обществами с государственным участием в сторону расширения практики привлечении профессиональных директоров возникла объективная необходимость внесения изменений в примерную форму договора.

Минэкономразвития России совместно с Росимуществом и представителями бизнес-сообщества, входящими в состав Рабочей группы по вопросам участия независимых директоров и профессиональных поверенных в Советах директоров акционерных обществ с долей государства в уставном капитале Комитета независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей договор был доработан.
Минэкономразвития России совместно с Росимуществом и представителями бизнес-сообщества, входящими в состав Рабочей группы по вопросам участия независимых директоров и профессиональных поверенных в Советах директоров акционерных обществ с долей государства в уставном капитале Комитета независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей договор был доработан.

Кроме этого, Минэкономразвития России совместно с Росимуществом признано целесообразным заключение договоров между акционерным обществом в лице единоличного исполнительного органа и избранными членами совета директоров общества (наблюдательного совета). Разработанный Росимуществом проект рассматриваемого договора одобрен Рабочей группой по вопросам участия независимых директоров и профессиональных поверенных в советах директоров акционерных обществ с долей государства в уставном капитале Комитета независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей. Расширение практики привлечения профессиональных директоров (независимых директоров и профессиональных поверенных) в составы органов управления компаний с участием государства – новая стратегия корпоративного управления в государственных компаниях, инструмент повышения эффективности управления федеральными пакетами акций.Основная цель работы профессиональных директоров в госкомпаниях – развитие института корпоративного управления с учетом мировых стандартов и принципов, для создания условий повышения инвестиционной привлекательности и роста капитализации компании.

Основная задача — постановка стратегических целей развития госкомпаний в рамках проводимой государством политики в соответствующих сферах экономики.

Совет директоров (комитет по стратегии), прежде всего, призван разработать среднесрочную (на период 5-7 лет) и долгосрочную (на период 7-10 лет) стратегии развития акционерного общества, а также осуществлять мониторинг актуальности данных стратегий на любой момент времени и ее реализации. Дальнейшая адаптация института профессиональных директоров в органах управления госкомпаний предполагает, прежде всего, обеспечение преемственности в работе уже избранных директоров. В этой связи встает вопрос об определении стандарта качества и прозрачности работы совета директоров, в том числе об оценке эффективности работы профессиональных директоров в органах управления акционерных обществ с точки зрения основных экономических показателей деятельности общества и степени вовлеченности независимого директора в процесс выработки основных системных решений в обществе.

Основными ориентирами такой оценки должны стать как непосредственная деятельность члена совета директоров (его участие в принятии ключевых решений, инициативность, участие в работе специализированных комитетов при совете директоров, качество принимаемых решений и т.п.), так и динамика финансово-экономического состояния госкомпаний (на основе совершенствования системы ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ).

В соответствии с

«Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»

представители интересов Российской Федерации ежеквартально представляют отчет о своей деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества с государственным участием путем его размещения в электронной форме на . С целью развития механизмов корпоративного управления в госкомпаниях, в том числе в рамках мероприятий, проводимых государством по внедрению лучшей практики корпоративного управления, в отчет представителя интересов Российской Федерации включены вопросы, позволяющие Росимуществу оценить деятельность совета директоров (наблюдательного совета), в котором профессиональный поверенный принимает участие.

Указанные вопросы, прежде всего, ориентированы на оценку потенциала совета директоров (наблюдательного совета) с точки зрения сбалансированности квалификации и опыта входящих в его состав людей, определение уровня активности его работы, а также на комплексную оценку работы спецкомитетов и внутрикорпоративных процедур (в частности, характера взаимодействия менеджмента организации и совета директоров (наблюдательного совета). Отличительной чертой проведения отбора профессиональных директоров в составы органов управления госкомпаний является развитие механизма коммуникации с номинантами и уже избранными профессиональными директорами на качественно новой основе – организация информационного взаимодействия средствами Интернета. С этой целью на базе Межведомственного портала реализован функционал личных кабинетов для профессиональных директоров.

Личный кабинет, с одной стороны, представляет собой индивидуальное информационное пространство кандидата, а с другой – эффективное средство коммуникации между Росимуществом и профессиональным директором. В личном кабинете представлены сведения о сотрудниках Росимущества, курирующих общества и отвечающих за качественную организацию корпоративных процедур. В дальнейшем у профессионального директора появится возможность посредством функционала личного кабинета участвовать в подготовке управленческих решений, направлять в Росимущество свое письменное мнение по вопросам повестки дня заседаний совета директоров (наблюдательного совета), получать директивы, а также осуществлять оперативную коммуникацию с акционерными обществами, в состав органов управления которых он входит.

Стоит отметить, что в рамках кампании по подготовке и проведению конкурсного отбора на замещение позиций в составах органов управления акционерных обществ, не включенных в специальный перечень от номинантов в настоящее время поступило и рассматривается более 5700 заявок, поданных ими с помощью функционала Межведомственного портала.

Формирование качественно работающего совета директоров (наблюдательного совета) невозможно без ответа на вопрос, насколько набор компетенций, предлагаемых каждым из членов совета директоров (наблюдательного совета) отвечает потребностям компании и ее собственника.

Собственнику важно понимать, эффективны ли принимаемые им решения по вопросу формирования состава совета директоров (наблюдательного совета) компании, в том числе, с целью его дальнейшей оптимизации.

Индивидуальная оценка каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) госкомпании направлена на формирование у акционера мнения об активности и инициативности профессионального директора в процессе обсуждения, качестве предлагаемых им решений, профессиональном уровне и т.д.

Одним из способов такой оценки является организация опроса членов совета директоров (наблюдательного совета) компании о деятельности своих коллег по органу управления.

В этой связи планируется использовать программный комплекс Межведомственного портала для проведения опросов членов советов директоров (наблюдательных советов) госкомпаний о деятельности их коллег с целью формирования по итогам опроса мнения о деятельности каждого члена совета директоров (наблюдательного совета), избранного голосами по акциям, находящихся в собственности государства.

Чиновникам на смену

В Росимуществе подвели итоги работы комиссии по отбору профессиональных директоров в компаниях с госучастием. Они делегированы в «государственный бизнес», чтобы улучшить управление госсобственностью.

И частично заменили в советах директоров чиновников. До того как в России появился «независимый корпус», госслужащие, входившие в советы директоров акционерных обществ, в большей степени были ориентированы на контроль за топ-менеджментом, на то, чтобы предотвратить ущерб для государства.

Эффективное развитие компаний подчас «оставалось за кадром». Теперь в советы директоров приходят люди, обладающие профессиональными навыками и мотивированные на эффективную работу. Сегодня, по данным Рос-имущества, в советах директоров (наблюдательных советах) 253 акционерных обществах с госучастием уже работают 563 профессиональных директора.

А до конца года они появятся еще в трех.

«Уже есть примеры, когда благодаря успешному формированию в компании совета директоров из профессиональных директоров значительно поднимались котировки ее акций на бирже»

, — рассказал управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин.

По его словам, существуют отрасли, в которых практически полностью сформировался корпус профессиональных директоров. Это электроэнергетика и связь. Но есть и проблемы. Сейчас, рассказывает Александр Варварин, в Национальном реестре независимых директоров, который ведет РСПП, находится более 150 тщательно отобранных директоров.

При этом не все из них горят желанием работать в акционерных обществах с госучастием, расположенных вдали от Москвы. Причина? Не решены вопросы с вознаграждением и выплатой компенсаций (оплата транспортных расходов, проживания и прочее).

«Деньги для поездки в крупный рыбосовхоз на Дальнем Востоке выдвинутый государством независимый директор должен найти сам»

, — говорит Варварин, добавляя, что вряд ли такой подход конструктивен.

Единой методики определения размера вознаграждения профессионального директора пока нет. Более того, продолжает Александр Варварин, по закону об акционерных обществах независимые директора и профессиональные поверенные сейчас несут персональную имущественную ответственность.

А вскоре нормы об ответственности планируется ужесточить.

Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила проект федерального закона, регулирующий порядок привлечения к ответственности руководителей компаний, причинивших убытки своими действиями.

«Эти новшества будут касаться и профессиональных директоров»

, — говорит Александр Варварин. компетентно Как будет развиваться ситуация с назначением независимых директоров, «РГ» рассказал заместитель руководителя Росимущества Глеб Никитин.

Российская газета: Глеб Сергеевич, как все-таки будет решаться вопрос об оплате работы профессиональных директоров?

Каковы, на ваш взгляд, должны быть принципы вознаграждения и как связаны с эффективностью их работы?

Глеб Никитин: Сейчас эти принципы только формируются.

По Закону «Об акционерных обществах» размеры бонусов и компенсаций устанавливаются общим собранием акционеров.

Но проанализировав вместе с минэкономразвития практику выплаты вознаграждений независимым директорам в частных компаниях, считаем целесообразным разделять вознаграждение на две части. За выполнение полномочий члена совета директоров (базовая часть) и за исполнение дополнительных обязанностей (председательство в совете директоров, в специализированном комитете, членство в специализированном комитете).
За выполнение полномочий члена совета директоров (базовая часть) и за исполнение дополнительных обязанностей (председательство в совете директоров, в специализированном комитете, членство в специализированном комитете).

А в дальнейшем использовать поэтапную систему оценки работы независимых директоров с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств.

РГ: Почему в России именно сегодня оказались так востребованы независимые директора? Никитин: Во-первых, с каждым годом все больше государственных компаний будет стремиться привлекать инвестиции с рынков капитала, а значит, потребуются профессиональные управленцы.

Во-вторых, получая мандат, независимый директор может вовремя уберечь компанию от управления недостаточно компетентными людьми. Этот внешний контроль оправдан и необходим.

Кстати, хотелось бы внести некоторую ясность в отношении использования терминов «независимый директор» и «профессиональный поверенный». Они отбираются по квоте государства.

Независимые директора голосуют по всем вопросам исходя из своих оценок, опыта и знаний. Профессиональные поверенные — по очень ограниченному кругу из пяти вопросов.

И при этом должны следовать директивам собственника, то есть государства.

По всем остальным вопросам профессиональный поверенный голосует по своему усмотрению.

Таким образом, в связи с тем, что в советах директоров госкомпаний действуют обе категории директоров, правильнее использовать в отношении всех директоров термин «профессиональные директора». РГ: Кто и как может стать профессиональным директором в госкомпании?

Никитин: Самовыдвинуться может каждый гражданин, обладающий управленческим опытом.

А это и менеджеры крупных компаний, и бывшие отраслевые топ-менеджеры, и специалисты в области финансов, аудита, и представители науки, и бывшие госслужащие.

На сайте Росимущества создан раздел, посвященный практике привлечения профессиональных директоров в государственные компании. Публикуются там сведения и о компаниях, в советы директоров которых планируется номинировать профессиональных директоров. Развиваться этому «классу» помогают общественные организации и объединения.
Развиваться этому «классу» помогают общественные организации и объединения.

Институт профессиональных директоров, Ассоциация независимых директоров, Российский институт директоров и другие.

Росимущество активно сотрудничает с этими организациями. РГ: В чем же заключается независимость директоров, если «повестку» для работы в компаниях им выдает государство? Никитин: Большинство самых компетентных кандидатов в профессиональные директора предлагают как раз общественные организации.

Главная установка для отобранных независимых директоров — голосование по всем вопросам исходя только из собственной профессиональной позиции, с целью максимального повышения экономической эффективности госкомпаний. В этом и заключается независимость. Росимущество с минэкономразвития в свою очередь ведет мониторинг их работы.

Росимущество с минэкономразвития в свою очередь ведет мониторинг их работы. И это нормально — государство, как собственник, хочет видеть, что избранный профессиональный директор добросовестно исполняет свои обязанности. Кстати, даже в зрелом варианте института корпоративного управления в США есть структуры, которые номинируют независимых директоров.

РГ: А перед кем они должны отчитываться о своей работе? Никитин: Прежде всего перед акционерами. Однако здесь есть и этический момент.

В силу своего особого «независимого» (профессионального) статуса директор на протяжении корпоративного года принимает собственные решения.

А значит, если в акционерном обществе будут обнаружены нарушения, то несет за это полную ответственность. РГ: По каким критериям составлен перечень акционерных обществ, в советы директоров которых целесообразно привлекать независимых директоров?

Никитин: О каких-либо конкретных критериях сейчас говорить сложно, поскольку рассматриваются организации различных отраслей экономики, а в каждой есть своя специфика. Прежде всего мы учитываем планы и стратегии общества.

К примеру, планирует или нет компания в перспективе привлекать инвестиции с рынков капитала, в том числе через IPO. Если да, то в таком случае участие профессионального директора в совете директоров с опытом проведения IPO — крайне важная составляющая.

Еще один критерий — стабильная финансово-экономическая ситуация компании, ее способность оплачивать услуги профессионального директора. РГ: Как другие акционеры компаний принимают независимых директоров?

Есть конфликт интересов? Никитин: Конфликт интересов — это звучит слишком громко.

Здоровая полемика при формировании будущих решений советов директоров возникает практически всегда. Если в госкомпании представлено независимое мнение, то и общие позиции по важным вопросам могут трансформироваться.

У нас есть примеры акционерных обществ, где в советах директоров присутствуют как профессиональные директора, так и директора, выдвинутые другими акционерами. РГ: Глеб Сергеевич, как в целом вы оцениваете уровень управления госкомпаниями?

Никитин: Как приемлемый, но требующий совершенствования. Привлечение профессиональных директоров — не панацея.

Сегодня также востребована и конкурсная процедура отбора управляющих компаний на основе прозрачных договоров и взаимных обязательств. Экономика Работа Занятость Правительство Минфин Росимущество

Может ли гос.служащий быть учредителем или директором АНО?

Может ли гос.служащий (человек работает в региональном министерстве) быть учредителем или директором АНО (Автономная некоммерческая организация)? или какой либо другой орг-правовой формы некоммерческих организаций?

18 Февраля 2015, 18:43, вопрос №731701 Павел, г. Москва

    ,

Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) 48 ответов 14 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Кострома Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте!

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

госслужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией Вывод: госслужащий субъекта РФ может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если ему поручено участвовать в управлении этой организацией нормативным правовым актом субъекта РФ. Так же может участвовать в управлении:

    — жилищного кооператива;— жилищно-строительного кооператива;— гаражного кооператива;— садоводческого кооператива;— огороднического кооператива;— дачного потребительского кооператива;— товарищества собственников недвижимости;— профсоюза.

18 Февраля 2015, 20:03 0 0 168 ответов 68 отзывов Общаться в чате ООО «Натус Винцере», г.

Пермь Здравствуйте! служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 17 №79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

).

ООО является коммерческой организацией (ст.

66 ГК) вне зависимости от факта получения прибыли. Если он стал учредителем на момент нахождения на службе, то в случае любой проверки сведений он может не только быть уволен, но и подвергнуться другим видам ответственности.

Если он собирается стать служащим, он должен передать в доверительное управление любому субъекту в обычном порядке, предусмотренном ГК (глава 53). Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через своих доверенных лиц. Более того, он обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций, в том числе в ООО.

Аналогичное правило содержится и в Законе РФ

«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

относительно муниципальных служащих.

Исходя из смысла данной статьи видно, что законодатель все же допускает участие в ООО государственных служащих, при условии передачи ими своей доли в уставном капитале общества в доверительное управление. 18 Февраля 2015, 20:23 0 0 128 ответов 43 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Тюмень Бесплатная оценка вашей ситуации Статья 10 п.

5. ФЗ «О некоммерческих организациях»: В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. 19 Февраля 2015, 09:38 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 14 Ноября 2016, 13:34, вопрос №1440526 24 Января 2017, 16:04, вопрос №1511068 22 Апреля 2021, 13:42, вопрос №2337520 04 Апреля 2018, 11:20, вопрос №1956264 02 Апреля 2017, 18:05, вопрос №1594207 Смотрите также

Медведев предложил вернуть чиновников в советы директоров госкомпаний

«Мы должны понимать, что идет война против экономики России.

И противник не выдумывает себе никаких нормативов – не ограничивает себя никак, маневрируя в зависимости от ситуации. Поэтому почему мы должны себя лишать такой же возможности? С этой точки зрения непосредственное присутствие представителей государства в компаниях может быть оправдано.

Такой вариант имеет право на существование, – сказал Леонтьев.

– Мы выполняем все распоряжения правительства – основного акционера.

Правительство в части своих полномочий руководит компанией как собственник. Кого назначат – тот и будет».

Плановое переизбрание совета директоров «Роснефти» должно состояться в июне 2015 года, но «если будет распоряжение ввести немедленно – значит, будет введено немедленно, в этом проблемы нет», уточнил представитель «Роснефти».

Читайте на РБК Pro Сейчас в совете директоров «Роснефти» госслужащих нет, если не считать президента компании Игоря Сечина, который является председателем комиссии по ТЭКу, сказал Леонтьев. Реформа, в соответствии с которой госслужащие должны покинуть советы директоров госкомпаний, была инициирована самим Дмитрием Медведевым в 2011 году, когда он был президентом.

Тогда он поручил убрать профильных вице-премьеров и министров из советов директоров госкомпаний, работающих в конкурентной среде, а также ввести особый режим рассмотрения коррупционных жалоб и дать больше прав миноритариям. В 2012 году по итогам встречи с экспертами «Открытого правительства» он уточнил сроки исполнения этой меры, дав чиновникам правительства три года на реализацию реформы.

Таким образом, заявление премьера о возможности «временного» возвращения госслужащих в советы директоров госкомпаний почти совпало со сроками окончания программы по их выводу из госкомпаний.

В совете директоров ряда госкомпаний в настоящее время присутствуют представители правительства.

Сейчас совет директоров РЖД состоит из 11 человек. В июне в него были введены заместитель министра транспорта Олег Белозеров и заместитель министра финансов Андрей Иванов. Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко входит в совет директоров «Интер РАО».

В наблюдательный совет (аналог совета директоров) АЛРОСА входят директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков и якутские чиновники. Чиновники составляют большинство в наблюдательном совете ГК «Ростех» – министр финансов Антон Силуанов, министр промышленности Денис Мантуров, три помощника президента Игорь Левитин, Юрий Ушаков и Лариса Брычева, представители администрации президента, Минобороны.

Также чиновники присутствуют в советах директоров «дочек» «Ростеха». В совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации входят заместители глав Минфина, Минпромторга, Минобороны, Минтранса.

Глава Росимущества Ольга Дергунова говорила в начале декабря на встрече с журналистами, что госслужащий из федерального органа власти будет присутствовать в совете директоров «Башнефти», которая отошла в госсобственность в этом году.

«Будем рекомендовать Минэнерго (чаще всего это замминистра)»

, – уточнила она.

В советах директоров «Роснефти» и «Газпрома» нет чиновников правительства. Президентская инициатива Медведева убрать чиновников из советов директоров госкомпаний была «слишком радикальным решением», к которому сегодня не готовы ни государство, ни управленцы, считает директор Prosperity Capital Management Александр Бранис: «У нас пока не создан корпус сильных независимых директоров, авторитета им не хватает». Возврат госслужащих в советы директоров госкомпаний усилит качество корпоративного управления, полагает Бранис (входит в советы директоров ряда дочерних компаний «Россетей»).

По его мнению, чиновники помогут независимым директорам проконтролировать работу компаний. Кроме того, независимые директора смогут поддерживать с представителями государства прямой диалог по важным для работы компаний вопросам, отмечает Бранис. «Если государство является мажоритарным акционером, совершенно нормально, что прямые представители правительства входят в совет директоров.

В их отсутствие советы зачастую подпадают под влияние менеджмента, – говорит Бранис. – Участие же госслужащих повысит вес совета директоров в системе управления госкомпаниями».

О том, что правительство намерено вернуть чиновников в советы директоров госкомпаний, в январе 2014 года сообщали «Ведомости». По информации издания, автором идеи выступило Росимущество.

В первую очередь речь шла о компаниях, входящих в план приватизации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+