Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Земельное право - Какой орган власти имеет право распоряжаться не разграниченными государственными землями

Какой орган власти имеет право распоряжаться не разграниченными государственными землями

Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г.

N 576

«О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»

21 ноября 2003 г. Правительства РФ от 30 июня 2006 г.

N 404 настоящее постановление признано утратившим силу Во исполнение Федерального закона

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. 2. Министерству имущественных отношений Российской Федерации: Президента РФ от 9 марта 2004 г.

N 314 Министерство имущественных отношений Российской Федерации упразднено Правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом переданы образованному а) осуществлять контроль за перечислением в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности (далее именуются — земельные участки), а также от продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах); б) осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае: предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), гражданину и юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения; прекращения прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки; предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет; в) разработать и утвердить примерные формы: решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду; договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и . См. по организации работы аппарата Минимущества России и его территориальных органов в целях выполнения настоящего постановления, утвержденные Минимуществом РФ 25 сентября 2002 г.

N ФГ-9/17090 Об утверждении примерных форм решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков см. Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.

Касьянов Правилараспоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю(утв. Правительства РФ от 7 августа 2002 г.

N 576) 21 ноября 2003 г. 1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее именуются — земельные участки), до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица при предоставлении им в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков представляют (помимо документов, предусмотренных Российской Федерации) документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. Граждане и юридические лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения представляют также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества.

3. Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (далее именуются — уполномоченные на распоряжение земельными участками органы), при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных в настоящих Правил, если иное не установлено федеральными законами. 4. Орган государственной власти, государственное учреждение и государственное унитарное предприятие обращаются в орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию.

Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта.

В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд.
В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд.

Правительства РФ от 21 ноября 2003 г.

N 705 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействующими пунктов 5 и 6 настоящего Правил см. Верховного Суда РФ от 25 августа 2003 г. N ГКПИ03-687 5. В случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) — в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В уведомлении указываются сведения о правовом режиме земельного участка.

К уведомлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в настоящего пункта.

6. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.

7. Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) — в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; О порядке подготовки и принятия Минимуществом России и его территориальными органами решений о приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения см.

по организации работы аппарата Минимущества России и его территориальных органов в целях выполнения настоящего постановления, утвержденные Минимуществом РФ 25 сентября 2002 г.

N ФГ-9/17090 уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления — в иных случаях.

В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.

См. взаимодействия Минимущества РФ и Российского фонда федерального имущества при приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной собственности, утвержденный Минимущества РФ и Российского фонда федерального имущества от 21 августа 2002 г. N 2881-р/153 Устанавливаются правила предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Указанные лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения, представляют документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а также иные перечисленные документы.

Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные распоряжаться земельными участками, не вправе требовать предоставления иных документов. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г.

N 576

«О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2002 г. N 148, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 32 ст. 3189 Правительства РФ от 30 июня 2006 г.

N 404 настоящее постановление признано утратившим силу В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 21 ноября 2003 г.

N 705

Неразграниченные земли земельный Кодекс

Содержание

  1. 2.1 Понятие и виды государственной собственности на землю
  2. 1.2 Кто владелец земли в России
  3. 1.3 Законодательное регулирование
  4. 2.2 Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?
  5. 2.3 Предназначение и использование неразграниченных земель
  6. 2 Оборот земель неразграниченной государственной собственности
    • 2.1 Понятие и виды государственной собственности на землю
    • 2.2 Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?
    • 2.3 Предназначение и использование неразграниченных земель
    • 2.4 Необходимость и порядок разграничения земель
  7. 1.5 Основания, необходимые для разграничения земель
  8. 2.4 Необходимость и порядок разграничения земель
  9. 1.6 Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями
  10. 1.1 Что говорят цифры
  11. 1 Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое
    • 1.1 Что говорят цифры
    • 1.2 Кто владелец земли в России
    • 1.3 Законодательное регулирование
    • 1.4 Какие территории относят к неразграниченным
    • 1.5 Основания, необходимые для разграничения земель
    • 1.6 Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями
  12. 1.4 Какие территории относят к неразграниченным

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое Из всех известных ресурсов, которыми располагает всякое государство, и Россия не исключение, земля относится к наиболее ценным. Ее даже возможно рассматривать в качестве основы, пусть не единственной. Так что для страны очень важным представляется организовать максимально полный ее учет и, конечно, наиболее эффективно использовать столь важный ресурс в экономике и общественной жизни.

Но даже в условиях организации строжайшего учета имеются земельные участки, собственность на которые не разграничена. Самое простое определение: неразграниченная государственная собственность на землю – это территории, на которые не вносилось никаких записей в ЕГРП о регистрации на них права собственности. В нашей стране этим целям служит общегосударственный реестр.

Здесь регистрируются права собственности и организован учет всевозможных видов недвижимого имущества (включая участки земли).

Не зарегистрировав земельный надел, его невозможно:

  1. продать;
  2. подарить;
  3. наследовать и др.
  4. купить;

И, наоборот, земля, собственность на которую оформлена надлежащим порядком, может быть подвергнута продаже и дарению, передана в наследство и т. п. Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок.

Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь. Что говорят цифры Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель.

Что говорят цифры Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций. Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса.

А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п.

1, ст. 16 ЗК РФ). По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом: Тысяч га Земель – всего 1712519 в собственности: граждан 114065 юридических лиц 19106 государственной и муниципальной 1579348 РФ 996056 субъектов РФ 18559 муниципальной 12369 Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности.

А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей. Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев.

Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование. Кто владелец земли в России Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

Кто владелец земли в России Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  • Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  • Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  • Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные.

Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца. Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  • Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.
  • У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  • Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.

Читайте также Какие бывают правоустанавливающие документы на землю?Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца. А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность.

Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны. Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления. Итак, если для отнесения надела к одной из форм собственности: муниципальной, региональной или государственной нет достаточных оснований, то он получает статус неразграниченной госсобственности.

Но это не должно становиться препятствием к распоряжению им. Законодательное регулирование

  • Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  • Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  • Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  1. дающий определение объектов недвижимости.
  2. регулирующий право собственности;
  3. устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков.

    По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

  • Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями.

    Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты.

Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным.

А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные. Какие территории относят к неразграниченным Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  1. наделы, расположенные внутри поселений;
  2. земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  3. сельхозучастки;
  4. участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  1. передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  2. разграничение земли для последующего ее использования.
  3. предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  1. местные органы поселений.
  2. власти города или муниципального округа;

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу. Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство. Основания, необходимые для разграничения земель Есть немало причин, чтобы разграничить территории.

Таковыми служат:

  1. обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).
  2. исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  3. привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  4. передача наделов с государственного на региональный баланс;
  5. передача их в собственность гражданам;

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  1. невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  2. существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.
  3. пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе. Новое соглашение может заключить только юр. лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него.

Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

Согласно ЗК РФ управляются земельные наделы исключительно тем публичным образованием, которому они принадлежат.

Только у него есть законное право ими распоряжаться, а также назначать величину и порядок внесения арендной платы. В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты.

Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов.

Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию. Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое Ссылка на основную публикацию Источник: https://zazemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/nerazgranichennaya-gosudarstvennaya-sobstvennost.html Оборот земель неразграниченной государственной собственности Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам. Понятие и виды государственной собственности на землю К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ. Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными.

Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  1. Неразграниченные земельные наделы.
  2. Федеральные земельные участки;
  3. Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  4. Земли муниципалитетов;

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности? Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  1. Сельскохозяйственные участки;
  2. Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  3. Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
  4. Неразграниченные земли внутри поселений;

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель. Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  1. Путём разграничения для дальнейшего использования.
  2. Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  3. Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п.

2 ст. 3.3 закона № 137:

  1. Власти муниципальных округов.
  2. Органы самоуправления поселений;
  3. Городские власти;

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п.

15 ст. 3.4 ФЗ № 137). Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства. Необходимость и порядок разграничения земель Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  1. Развития территории и привлечение инвестиций;
  2. Реализации программ регионального развития;
  3. Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  4. Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
  5. Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  6. Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  • Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  • Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  • При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  • После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.
  • Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  1. Цели и план использования участка.
  2. ФИО и должность заявителя;
  3. Кадастровый номер земельного надела;
  4. Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  5. Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  6. Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  1. План застройки территории;
  2. Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  3. Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
  4. План предоставления участков гражданам;
  5. Комплексный проект развития территории;

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли. На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете.

Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества. Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям. Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+