Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Фонд перераспределения земель правовой режим порядок формирования

Фонд перераспределения земель правовой режим порядок формирования

Земельныйэксперт

9423 В указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, . Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования. Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  1. при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура . При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об , то никаких средств собственнику не выплачивается.
  2. в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  3. при граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

в рамках . То есть территории могут быть переданы:

  1. для организации сельхозпроизводства;
  2. малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.
  3. казачьим обществам;
  4. кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  5. с целью лесопосадки защитного плана;
  6. научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  7. кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов. Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными.

Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории. Важное значение имеют качественные характеристики участков.

По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель. Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд. В итоге можно сделать несколько выводов:

  • Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  • Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.
  • Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  • При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  • Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна.

Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель. Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная.

Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете?

Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления? Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная.

4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ.

Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон. Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории.

При каждом варианте организовывается конкурс. Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается.

Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится. На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Фонд перераспределения земель

ных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Такие земли используются по общим правилам землепользования.

Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества. Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки.

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  1. При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  2. При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  1. При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  2. При добровольном отказе от надела.

    В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям.

Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях.
Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  1. Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  2. Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  3. Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  4. Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  5. Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
  6. Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  1. Аквакультуры – рыболовства.
  2. Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  3. Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  4. Ведения охотничьего хозяйства.
  5. Создания защитных насаждений.
  6. Ведения сельскохозяйственного производства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  1. Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  2. Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  3. Коммерческие и некоммерческие организации.
  4. Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  5. Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.
  6. Казачьи общества.
  7. Религиозные организации.
  8. Производственные и потребительские кооперативы.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов.

Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными.

Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.

Фото: wildman/depositphotos.com В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей текст

Фонд перераспределения земель: значение, принципы пополнения, правовой режим

Как работает сервис Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является важнейшим звеном в такой отрасли права, как земельное законодательство. Правовой режим фонда закреплен в Земельном Кодексе Российской Федерации (статья 80).

Сведения о наличии в фонде земельных участков являются общедоступными.

Фонд перераспределения земель представляет собой совокупность земель, являющихся собственностью государства, на его усмотрение подлежащих передаче физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность с соблюдением действующих законодательных норм. Создание данного фонда стало ведущим инструментом перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности колхозов и совхозов с правом бессрочного пользования (согласно закону РСФСР № № 374-1 «О земельной реформе» (23 ноября 1990г.), Земельному Кодексу РСФСР (1991г.) и всем далее принимаемым правовым актам).

Целью формирования фонда перераспределения земель является развитие сельского хозяйства, поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК) путем передачи участков земли для сельскохозяйственного производства, создания новых или расширения уже существующих крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, использования участков для садоводства и огородничества, в качестве сенокоса и/или пастбища и пр. Существовало и существует несколько источников пополнения фонда перераспределения земель:

  1. зачисление в фонд земельных участков, относительно которых право собственности было прекращено;
  2. земли лесного фонда и земли запаса;
  3. зачисление в фонд излишков земельных участков, возникших в результате проведения земельной реформы;
  4. зачисление в фонд земельных участков, приобретенных государством в результате правовой сделки.
  5. изъятие земель у собственников;

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.).

Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств. Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  1. Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  2. Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  3. Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
  4. Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  1. формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  2. выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась.

Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки.

Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель. Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е.

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е.

не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации. Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103). В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника. Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  1. собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
  2. использование земельного участка признано нерациональным;
  3. предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  4. земельный участок использовался не по целевому назначению;
  5. земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.
  6. земельный участок не использовался в течение года;
  7. истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  8. собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ.

Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  1. посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.
  2. добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  3. отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;

Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие». На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами. Уточнение требуется и Закону о введении в действие ЗК РФ, содержащему указание на то, что фонд перераспределения земель должны составлять все земельные участки, которые на момент введения в действие Земельного Кодекса России находились в образованных фондах по Указу Президента

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

.

При этом большая часть фонда, который сформировался еще до принятия данного Указа, была представлена землями, которые не имели отношения к приватизации (к примеру, вышеуказанные 10% пашен, изымаемые для развития новых хозяйств). В целом за последние несколько десятков лет правовой режим функционирования и пополнения фонда перераспределения земель претерпел значительные изменения, закрепленные на данный момент в Земельном Кодексе, Законе

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

и иных законодательных актах. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль.

Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством. Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю.

А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков. В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства.

Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли. Целью создания фонда стало:

  • Выделение участков под сенокосы и пастбища.
  • Эффективное перераспределение свободных земель.
  • Создание новых крестьянских и их расширение.
  • Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  • Использование участков под
  • Ведение животноводства. Организация , а также .

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса. Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  • Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.
  • Казачьи общества.
  • Для создания сельскохозяйственного производства.
  • Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  • Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  • Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  • Формирования лесопосадок защитного плана.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  • За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  • Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  • Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп.

    Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

  • После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность.

    Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.

  • Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела.

    В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса.

Целевое назначение участков при этом не изменяется. Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации.

Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов.

Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы. Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено территории. Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  1. этап разработки;
  2. согласование;
  3. утверждение;
  4. проведение подготовительных работ;
  5. процесс формирования землеустроительного дела;
  6. сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории.

Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

— какую выбрать? Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете . На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш .

В фонд перераспределения входят сельскохозяйственные земли, которые государство использует для развития отрасли. При создании новых участков и для упорядочения использования старых создают проект перераспределения земель. Он должен быть согласован с органами власти и собственниками территории.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+