Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Договор пожертвования является крупной сделкой автономного учреждения

Договор пожертвования является крупной сделкой автономного учреждения

Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений

Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.

Автор: А. Вифлеемский /к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования/ Пожертвования Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251НК РФ доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц, поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37[1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой.

Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе»[2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно п. 9ст. 3 указанного закона,если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результатеспонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.

Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг.

Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НКРФ).В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре).

При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью. Однако возможно и буквальное следование судами нормам налогового законодательства и требованиям ст.

251 НК РФ, поэтому в случае использования формулировки «спонсорская помощь» вместо формулировок названной статьи, весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде.

Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг.

Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.

С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС. Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ.

Согласно ст. 582 ГК РФпожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству.

А если в договоре сформулировано

«дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность»

, то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению (п.

3 ст. 582 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.

Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним; – «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования».

В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».

Пожертвование может быть совершено устно.

Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.Письменная форма обязательна, если:– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст.

4Федерального закона № 122-ФЗ[4]);– договор содержит обещание дарения в будущем. Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора.

Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование».

А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.

Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ). Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:?

договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;?

сторонами договора дарения являются коммерческие организации. Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся.

Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью.

Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается.

Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.

В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов.

Возможна даже и уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.

В случае если пожертвование оказывает физическое лицо, в определенных случаях оно как налогоплательщик может получить налоговый вычет согласно пп. 1 п. 1ст. 219 НК РФ, которым предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
1 п. 1ст. 219 НК РФ, которым предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Социальный налоговый вычет, согласно п.

2 ст. 219 НК РФ, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. При этом необходимо представить следующие документы:– заявление на предоставление социального вычета;– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ. Дополнительное финансирование Попечительским советом бюджетного учреждения Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.

Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст.

41 БК РФ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения.

Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.

В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов.

Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению.

Рекомендуем прочесть:  Где поменять ветхую валюту

Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства. При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.В соответствии со ст.

13 Закона «О некоммерческих организациях»[5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Закон«О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций.

В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18Закона «Об общественных объединениях»[6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию.

При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом. Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.Некоммерческое партнерство(НП) – это основная форма попечительских советов, основанная на членстве и учрежденная как физическими, так и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п.

2 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях».

Права, обязанности и ответственность ПС, созданного в форме НП, фиксируются в его уставе и учредительных документах. Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов.

При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.

Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.

Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения.

Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается.

Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом.Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах. Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями.

К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления.

В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.

Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации.

Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм: – возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации; – возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований. [1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37

«Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»

.[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст.

4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Источник: Журнал : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Пожертвования учреждению спорта

Важное 08 апреля 2021 г. 12:22 Автор: Ларцева Л. , эксперт журнала Журнал «» № 4/2019 год Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст.

582 ГК РФ). В качестве пожертвований могут выступать как денежные средства, так и иные объекты имущества. С 01.01.2019 доходы в виде пожертвований отражаются в бухгалтерском учете по-новому. Об этом и не только расскажем в статье.

Характерной чертой пожертвований является их безвозмездность.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь вправе установить условие об использовании такого имущества по определенному назначению.

В этом случае организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Стоит отметить, что если использование имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением невозможно (к примеру, вследствие изменившихся обстоятельств), то оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти, ликвидации жертвователя – по решению суда (п.
Стоит отметить, что если использование имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением невозможно (к примеру, вследствие изменившихся обстоятельств), то оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти, ликвидации жертвователя – по решению суда (п. 3, 4 ст. 582 ГК РФ). Использование пожертвованного имущества не в соответствии с обозначенным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением вышеприведенных правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п.

3, 4 ст. 582 ГК РФ). При принятии пожертвования зачастую возникает вопрос: надо ли такие операции оформлять договором? Поскольку пожертвование – частный случай дарения, ГК РФ обязывает оформлять указанные операции письменно, если одновременно выполняются два условия: 1) одаряемый является юридическим лицом; 2) стоимость дара превышает 3 000 руб. Исходя из этого, если стоимость дара больше 3 000 руб., передача пожертвования учреждению спорта должна быть оформлена письменно.

Кроме того, целесообразно оформлять письменный договор и в том случае, когда жертвователь установил условие об использовании пожертвованного имущества по определенному назначению. Наиболее простым способом зафиксировать такое назначение является его указание в договоре, подписанном обеими сторонами. Во всех остальных случаях сделка по передаче пожертвования может быть совершена устно.

Возможность устной передачи пожертвований не распространяется на недвижимое имущество. При дарении недвижимости письменный договор оформляется в обязательном порядке, поскольку такой договор подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ). Кроме того, важно отметить, что наличие письменного договора при принятии пожертвования (даже в тех случаях, когда его оформление необязательно) поможет правильно квалифицировать такие поступления в целях налогового учета и избежать претензий со стороны налоговых органов.

С 2021 года для отражения доходов в виде пожертвований применяются новые статьи КОСГУ: 1) в части денежных поступлений:

  1. статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» – денежные пожертвования на иные цели;
  2. статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» – согласно п. 7 Порядка № 209н на данную статью относятся денежные пожертвования, которые направляются на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;

2) в части неденежных поступлений – статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», которая также детализирована на поступления текущего и капитального характера. При применении перечисленных статей необходимо также учитывать категории жертвователей: организации госсектора, прочие организации, физические лица, нерезиденты и т. д. Для них преду­смотрены разные подстатьи.

К примеру, при поступлении от физических лиц (резидентов РФ) денежных пожертвований на приобретение основных средств используется подстатья 165

«Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

, при поступлении имущества в виде оборудования – подстатья 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц» КОСГУ. При аналогичных поступлениях от коммерческих организаций используются подстатьи 165 и 196 (

«Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

) КОСГУ соответственно. Напомним, до 2021 года пожертвования отражались по статье 180 «Прочие доходы» (подстатья 189 «Иные доходы») КОСГУ.

В бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операции, связанные с поступлением пожертвования, отражаются в рамках приносящей доход деятельности – по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 2.

При этом денежные средства, поступившие в виде пожертвования, расходуются бюджетными (автономными) учреждениями самостоятельно.

У казенных учреждений источником обеспечения всех расходов являются средства соответствующих бюджетов, поэтому операции по поступлению денежных пожертвований отражаются по КВФО 1 «Бюджетная деятельность». Как правило, пожертвования денежных средств в пользу таких учреждений перечисляются в бюджет жертвователями.

Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами (расходовать их). Вместе с тем стоит отметить, что суммы пожертвований, зачисленные в бюджет, впоследствии могут быть доведены казенным учреждениям в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

С учетом новых статей (подстатей) КОСГУ для отражения доходов в виде пожертвования применяются и новые аналитические счета. Рассмотрим обновленные корреспонденции счетов по поступлению пожертвований. Содержание операции Бюджетные (автономные) учреждения Казенные учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Денежные пожертвования Начислены доходы по договору пожертвования, предусматривающему условия о целевом расходовании средств 2 205 50 000 2 205 60 000 2 401 40 150 2 401 40 160 1 205 50 000 1 401 10 150 1 401 40 150 Начислены доходы при принятии пожертвования без условий по их использованию 2 205 50 000 2 205 60 000 2 401 10 150 2 401 10 160 Поступили денежные пожертвования учреждению 2 201 34 510 2 201 11 510 2 201 27 510 2 205 50 000 2 205 60 000 – – Зачислены суммы пожертвований в бюджет: отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет – – 1 210 02 190 1 205 50 000 отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (на основании извещения (ф.

0504805)) – – 1 304 04 190 1 303 05 730 1 303 05 830 1 205 50 000 Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей 2 401 40 150 2 401 40 160 2 401 10 150 2 401 10 160 1 401 40 150 1 401 10 150 Неденежные пожертвования Приняты к учету объекты имущества (объекты нефинансовых активов), полученные в виде пожертвования, на основании договора, акта при- ема-передачи (акта дарения), подтверждающих безвозмездность передачи жертвователем имущества и факт получения объектов 2 100 00 000 2 401 10 190 2 401 40 190 2 100 00 000* 2 401 10 190* * Для казенных учреждений данная проводка применяется в части отражения безвозмездно полученного имущества. По нашему мнению, ее можно использовать и для отражения имущества, принятого в виде пожертвования. Коммерческая фирма по договору пожертвования перечислила спортивной школе (бюджетное учреждение) на лицевой счет денежные средства в размере 100 000 руб.

на ремонт спортивного зала. Согласно условиям договора школа обязана отчитаться в целевом использовании указанных средств. Кроме того, по этому же договору фирма безвозмездно передала спортивные тренажеры на сумму 50 000 руб. (иное движимое имущество). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислены доходы в виде денежного пожертвования на основании заключенного договора 2 205 55 564 2 401 40 155 100 000 Поступили на лицевой счет школы денежные средства в виде пожертвования 2 201 11 510 2 205 55 664 100 000 Забалансовый счет 17 (статья 155 КОСГУ) Отражены доходы текущего периода на основании отчета о целевом использовании средств пожертвования, предоставленного жертвователю 2 401 40 155 2 401 10 155 100 000 Приняты к учету спортивные тренажеры, поступившие в виде пожертвования 2 101 34 310 2 401 10 196 50 000 При принятии к учету пожертвованных объектов нефинансовых активов, стоимость которых не указана в договор пожертвования учреждениям, определяется их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью названного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Порядок определения такой стоимости установлен п. 25 Инструкции № 157н. Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества.

Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:

  1. экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
  2. данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  3. сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль».

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженные на дату признания в условной оценке, комиссией учреждения осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики – получатели названных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Из вышеприведенных норм законодательства следует, что для целей исчисления налога на прибыль организаций поступившие пожертвования вправе не учитывать только некоммерческие организации при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации (письма Минфина РФ от 30.10.2018 № 03-03-06/3/77988, от 12.10.2018 № 03-03-06/3/73409).

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 50, ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одними из форм некоммерческих организаций являются государственные (муниципальные) учреждения – бюджетные, автономные и казенные учреждения. Таким образом, в случае получения учреждением доходов в виде пожертвования, признаваемого таковым в соответствии с ГК РФ, названные доходы не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.

251 НК РФ, то есть такое пожертвование должно быть использовано по целевому назначению, а – получатель пожертвования обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (письма Минфина РФ от 30.10.2018 № 03-03-06/3/77988, 03-03-06/3/73409). Пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке на основании п. 14 ст. 250 НК РФ. Кроме того, согласно указанному пункту налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений (то есть пожертвования), по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации (в составе налоговой декларации заполняется лист 07

«Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»

(далее – отчет)).

Суммы пожертвования указываются в отчете под кодом 140.

При этом пожертвованные , и другое имущество отражаются в отчете по рыночной стоимости. * * * Учреждения спорта имеют право получать пожертвования в виде как денежных средств, так и иного имущества.

Принятие пожертвований, по нашему мнению, целесообразно оформлять письменным договором даже в тех случаях, когда законодательством данная обязанность не установлена (например, при пожертвовании движимого имущества стоимостью менее 3 000 руб.). Такой договор пожертвования учреждениям необходим при квалификации проверяющими полученного имущества как пожертвования, а также при закреплении условий его использования, установленных жертвователем.

Кроме того, наличие договора позволит избежать претензий со стороны налоговых органов.

Для отражения доходов в виде пожертвований с 2021 года применяются новые статьи КОСГУ: 150, 160, 190 (вместо статьи 180). Названные статьи используются в разрезе видов поступлений (текущие и капитальные), а также источников поступлений (организации госсектора, иные организации, физические лица и т.

д.). С учетом новых кодов КОСГУ скорректирован и порядок отражения указанных доходов на аналитических бухгалтерских счетах. В целях исчисления налога на прибыль учреждения имеют право не учитывать пожертвования на основании пп.

1 п. 2 ст. 251 НК РФ при соблюдении следующих условий:

  1. пожертвование израсходовано по целевому назначению;
  2. имущество поступает безвозмездно;
  3. пожертвования используются на содержание и ведение уставной деятельности учреждения, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ;
  4. налогоплательщик – получатель пожертвования ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Договор пожертвования является крупной сделкой автономного учреждения

ГК, благодетель вправе (но не обязан) обусловить передачу имущества бюджетному учреждению его целевым использованием. Если условие установлено — благоприобретатель обязан его исполнить; если нет — бюджетная организация использует пожертвование согласно целям, обусловленным учредительной документацией.

Пожертвование всегда безвозмездно. Оно не может подразумевать встречного исполнения от бюджетного учреждения.

Оговоренное в ст. 582 ГК РФ целевое предназначение дара нужно воспринимать в качестве специфического обременения, позволяющего гарантировать реализацию социально полезной цели. Условие об использовании пожертвования может быть указано с большей или меньшей степенью конкретизации.

Этот вопрос более актуален для денежных средств, нежели для имущества.

Хотя, если назвать стороны договора пожертвования дарителем и одаряемым, на законность и действительность сделки это не повлияет. Следует избегать применения термина «спонсор» и производных от него в договорах, преддоговорной переписке, актах приемки-передачи, платежных поручениях.

Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №38, спонсором является рекламодатель, имеющий от спонсируемого лица встречное возмещение в форме рекламы. Соответственно, спонсорские деньги являются доходами от размещения рекламы, подлежащим налогообложению.

Важнейший из признаков дарения и пожертвования — безвозмездность (ст. 572 ГК РФ). Не является пожертвованием передача бюджетному учреждению вещи/права, обусловленная любым встречным обязательством.

Содержание: ОЦДИ требуется только в отношении движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Порядок закрепления имущества за учреждением При создании муниципальное учреждение наделяется муниципальным имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности. ДУМИ, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества муниципального образования «город Екатеринбург», закрепляет за учреждением муниципальное имущество путем издания соответствующих правовых актов — распоряжений ДУМИ. В случае изменения типа муниципального учреждения право оперативного управления, возникшее у учреждения до изменения типа, не прекращается.

Закона № 7-ФЗ предметом крупной сделки должно быть имущество, которым бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться. Исходя из норм п. 3 ст. 298 ГК РФ, предметом крупной сделки не могут быть:

  1. особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели;
  2. остальное имущество бюджетного учреждения, на распоряжение которым существуют ограничения, установленные законом.
  3. недвижимое имущество;

При определении предмета крупной сделки возникают некоторые формальные неточности в правовом регулировании гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете.

На случай «добровольно-принудительных» пожертвований образовательные и медучреждения обычно заготавливают типовые формы на несколько предложений с тремя прочерками для суммы, ФИО и подписи. Для целей бухучета бюджетного учреждения письменное оформление благотворительного пожертвования обязательно. Для этого обычно используются приходные ордера.

Особенности договора пожертвования бюджетному учреждению Правоотношения, возникающие из договора пожертвования бюджетному учреждению специфичны. Их нужно отличать от дарения, спонсорства или пожертвования благотворительной организации и физлицу.

Статья 582 ГК РФ прямо не указывает наименования сторон договора пожертвования. Практика пошла путем определения их как жертвователя (благотворителя); выгодо- или благополучателя.

Крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного или автономного учреждения или их учредителей, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки учредителем или наблюдательным советом соответственно. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п.

13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной. Внимание Таким образом, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с учетом вышеприведенных разъяснений.

Пример. Балансовая стоимость активов учреждения, отраженная по строке 410 баланса (ф.

0503730), на 01.07.2015 составила 30 500 000 руб. Крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая сумму в 3 050 000 руб. (30 500 000 руб. x 10%). Порядок предварительного согласования крупной сделки с учредителем Как было указано выше, для совершения крупной сделки бюджетному учреждению нужно получить одобрение (согласование) учредителя.

Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности на совершение сделки, и главным бухгалтером учреждения и представлены в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. Сроки для рассмотрения и проверки документов. Минобрнауки рассматривает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их получения (п.

4 Порядка N 1188): — проверяет полноту (комплектность) таких документов, их соответствие требованиям законодательства РФ и Порядка N 1188, наличие в сопроводительном письме сведений, указанных в п.

Его главная отличительная черта — передача вещи в общеполезных целях, а не в частных интересах. Предметом пожертвования может стать вещь, ценные бумаги, имущественные права.

Пожертвование бюджетному учреждению может иметь реальную и консенсуальную конструкцию.

По общему правилу подлежит письменному оформлению. Договор о пожертвовании может (хотя не должен) содержать ссылку на способ и срок использования пожертвованного. Если спецусловий не предусмотрено, бюджетная организация при расходовании пожертвованных средств или расходовании имущества руководствуется уставными целями, нормативными и локальными правилами.

Жертвователь вправе контролировать использование дара. К односторонним сделкам относятся, например, оформление доверенности, объявление публичных конкурсов.

Кроме того, чтобы сделка была признана крупной, ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Право учредителя установить меньший размер крупной сделки для конкретного бюджетного учреждения ничем не ограничено.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+