Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Уголовное право - Что нового появилось при временном правительстве в уголовном праве

Что нового появилось при временном правительстве в уголовном праве

Реформы Временного правительства

Аграрная реформа. Одним из первых нормативных правовых актов Временного правительства было распоряжение от 9 (22) марта 1917 г.

«О привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в “аграрных беспорядках”»

Позднее, 12 (25 апреля) правительством был принят Закон о свободе союзов. В марте последовало два указа о реформировании землепользования:

  1. — от 12 (25) марта 1917 г. «О передаче государств}’ “кабинетских земель”»;
  2. — от 16 (29) марта 1917 г. «О национализации удельных земель».
  3. 20 марта (2 апреля) 1917 г. Временным правительством издано Положение о кооперативных товариществах и их союзах, установившее правовые основы деятельности кооперативных организаций. Деятельность кооперативных товариществ должна была основываться на примерных уставах. Государство регламентировало максимальный размер прибыли — не более 8% на сумму пая, не допускалась придача пая третьим лицам. Каждый член товарищества мог обладать правом одного голоса. Кооперативы не рассматривались как коммерческие организации. Цель их деятельности — самообеспечение. Кооперативные товарищества трактовались как организации с переменным капиталом и составом. Редакционная комиссия по составлению проекта Гражданского уложения приравнивала кооперативные товарищества к «товариществам общегражданского типа» — простому, полному, на вере и акционерному обществу.

Страна испытывала значительные трудности в обеспечении населения продовольствием.

В этих условиях Временное правительство принимает 25 марта (7 апреля) 1917 г. решение о введении хлебной монополии и фиксированных цен на хлеб.

С точки зрения государственного строительства одной из основополагающих задач, стоящих перед Временным правительством, стала разработка правовых основ землепользования, реформирования аграрного производства. 19 марта (1 апреля) 1917 г. Временное правительство опубликовало заявление о необходимости проведения в России аграрной реформы и объявил о недопустимости самовольных захватов земель.

11 (24) апреля 1917 г. вступил в силу правительственный Закон об охране посевов, предусматривавший государственную компенсацию собственникам и владельцам пахотных земель в случае «народных волнений».

Решение земельного вопроса возлагалось Временным правительством на Учредительное собрание. Для разработки проекта аграрной реформы, законодательной базы урегулирования земельных отношений на основании правительственного постановления от 24 апреля (4 мая) 1917 г. создавались губернские, уездные, волостные земельные комитеты.

создавались губернские, уездные, волостные земельные комитеты.

В ходе работы над проектом аграрной реформы в Главном земельном комитете, Комиссии по подготовке земельной реформы, Министерстве земледелия, Лиге аграрных реформ остро проявились концептуальные противоречия среди специалистов и политиков, привлеченных правительством к решению «земельного вопроса». С одной стороны, приводились аргументы (например, А.

Н. Челин- цевым) против приоритета крупных капитализированных крестьянских хозяйств, которые вследствие малочисленности не могли быть основными поставщиками продуктов массового потребления, а также средств труда и технологий ввиду их высокой стоимости и технологической сложности для количественно доминирующих мелких потребительных хозяйств.

Предлагалось установить в земельном законодательстве норму наделения землей, «фиксирующую» интенсивность форм (трудоемкость) крестьянского хозяйства.

С другой стороны, звучали призывы законодательно закрепить «уравновешенную» между потребительно-трудовой и крупнотоварной форму крестьянского хозяйства (Л.

Н. Литошенко, С. Н. Прокопович, А. А. Кауфман, Б. Д. Бруцкус). Наконец, предлагалось легитимировать самые крупные крестьянские хозяйства в многоземельных районах (Н. П. Макаров, А. Н. Минин, А. В.

Чаянов), применив метод финансово-налогового регулирования «занадельных верхов» — введение дифференцированного рентного налога. Политическая опасность этого метода заключалась в высокой вероятности социального протеста трудовых крестьянских хозяйств против разорительного для них рентного налогообложения.

Неоднозначно рассматривался вопрос о перераспределении земельного фонда. Предлагалось отчуждать земли, арендуемые потребителыю-трудовыми хозяйствами, а также угодья низкотехнологичных и малопроизводительных крупных предприятий.

В отношении капитализированных крестьянских хозяйств предусматривалась трудовая норма «оставления» пахотной земли (с учетом личного найма).

В таком случае трудовая норма крупных хозяйств могла составить 200—400% нормы мелкого крестьянского хозяйства.

Высказывалась и точка зрения о бесперспективности перераспределения земельного фонда вследствие низкого технического уровня мелких трудовых крестьянских хозяйств.

Весьма сдержанно оценивались специалистами и перспективы переселения крестьян из перенаселенных центральных земледельческих губерний. А. Н. Челинцев считал переселение эффективным инструментом межрайонного решения проблемы малоземелья, А.

В. Чаянов — политическим средством ослабления социального напряжения среди крестьянства, Б. Д. Бруцкус, Н. П. Макаров, А.

А. Кауфман — методом, осложняющим решение земельного вопроса вследствие недостаточности отчуждаемых территорий, технической и финансовой неподготовленностью программы переселения, местническими настроениями крестьянства.

Приняв к сведению данные кадастровой оценки земельного фонда, материалы земских статистиков, социально-политические требования крестьянства, специалисты пришли к определенному согласию. В результате обсуждения вопросов земельной реформы на II Всероссийском съезде Лиги аграрных реформ (июнь 1917 г.), в Комиссии по перераспределению земельного фонда, а также в процессе работы над проектом постановления Главного земельного комитета об организации территории крестьянских хозяйств за основу были взяты идеи Н.

П. Огановского, А. Н. Челинцева, В. И. Анисимова и ряда других специалистов.

Во-первых, предлагалось завершить аграрную реформу П. А. Столыпина. Решению вопроса землепользования должны были предшествовать землеустроительные мероприятия: округление (объединение) полей, выделение хуторов на юго-западе европейской части России, отрубов на Востоке страны.

Во-вторых, провести «географическое» (межрайонное и межселенное) перераспределении пахотной земли по потребительно-трудовой норме.

Такая норма учитывала количество потребителей («едоков») и трудоспособных в крестьянском хозяйстве.

Норму наделения следовало дифференцировать относительно производственного типа хозяйства, например, увеличить для капитализированных и высококультурных крестьянских экономий.

Потребительно-трудовая методика наделения землей была положена в основу Декрета ВЦИК о социализации земли от 27 января (9 февраля) 1917 г. Решение «земельного вопроса» во многом зависело от оперативности создания правовых основ и государственных механизмов перераспределения земельного фонда, урегулирования землепользования. Можно выделить ряд предложений по организационно-правовой форме реструктуризации землепользования.

  1. 3. Передача в распоряжение местных органов самоуправления земель в размере нормы наделения, установленной государством. Предоставление населению права выбора формы наделения — коллективную либо индивидуальную. «Излишки» земли, остающиеся сверх местной нормы, могут передаваться в государственный фонд.
  2. 4. Осуществление дифференцированного налогообложения, ограничивающего доходность капитализированных крестьянских и частновладельческих хозяйств. Государственное регулирование товарооборота, предоставление местным земельным органам права изменения границ землевладения.
  3. 1. Национальный земельный фонд, формируемый из законно отчужденных пахотных угодий, предоставляется в пользование общине, которая на основании определенных государством норм производит наделение участками крестьянских хозяйств. Законодатель закрепляет частную собственность и оборот земли. Правом покупки пахотных земель и юридического распоряжения ими наделяются крестьянские трудовые коллективы, что должно ограничить расширение частного землевладения.
  4. 2. Установление па время «переходного периода» до создания правовой и экономической основы, укрепления центральной власти государственного регулирования поземельных отношений при помощи подотчетных Министерству земледелия Временного правительства земельных комитетов.

Очевидна незавершенность разработки правовых основ землепользования, оборота земли, которая спровоцировала поземельный конфликт и захваты («черный передел») пахотных угодий.

О стихии крестьянского «правотворчества» свидетельствовали представители губернских, областных, уездных земельных комитетов. Аграрная реформа погибла потому, писал Н. П. Огановский, что демократическая революция не создала сильной центральной власти, достаточной для прекращения «сепаратистских вожделений».

Основные направления реформирования.

В апреле 1917 г. Временное правительство реформировало правоохранительную систему.

Была создана милиция, главной задачей которой стала охрана общественного порядка, политических прав и свобод граждан, содействие государственной власти, судебным, военным органам.

Милиция отчитывалась в своих действиях перед уездными земскими и городскими управами.

Временное положение о милиции было утверждено правительством 17 апреля 1917 г. Начальника милиции (городской, уездной, районной, участковой) избирали и смещали с занимаемого поста земские управы.

Руководитель, избранный без цензовых ограничений, за исключением обязательного гражданства и возрастного критерия, самостоятельно формировал штат милиции, определял оклады и компетенции сотрудников.

Комиссары милиции следили за работой каждого участка милиции. Они, в свою очередь, отвечали перед комиссарами Временного правительства.

Создание органов уголовного розыска, дознания согласовывалось с системой общего суда и местного самоуправления. В столице было учреждено Управление уголовного розыска, подотчетное прокурору окружного суда. Довольно осторожно Временное правительство решало вопрос об улучшении условий труда, фиксации размера минимальной заработной платы.

23 апреля (6 марта) 1917 г. вступил в силу Закон о рабочих комитетах на промышленных предприятиях.

Этот Закон легитимировал уже сложившийся институт самоуправления рабочих — фабрично-заводские комитеты. Фабрично-заводские комитеты стремились минимизировать права работодателя.

Администрация предприятий, превышая пределы своих контрольных полномочий, вступали в конфликты как с Временным правительством, так и с Советами рабочих и солдатских депутатов. Советам не удавалось поставить под контроль деятельность фабрично-заводских комитетов. Предметом острых конфликтов оставался вопрос о войне и средствах достижения мира.

14 (27) марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов опубликовал манифест «К народам всего мира». В нем содержались противоречивые принципы: сопротивления империалистическим целям войны, с одной стороны, защиты революционного Отечества — с другой.

Популярным стал принцип заключения демократического мира «без аннексий и контрибуций». Министр иностранных дел II. II. Милюков направил 4 марта (18) 1917 г.

зарубежным дипломатам ноту о решимости Временного правительства соблюдать международные обязательства Российской империи и продолжить войну до победы. Эти позиции Милюков подтвердил 18 апреля (1 мая) 1917 г. в ноте, адресованной странам Антанты.

Возник конфликт между Временным правительством и Советами рабочих и солдатских депутатов. В столице прошла волна антиправительственных демонстраций с призывом передачи власти Советам. Заявление Милюкова было дезавуировано.

  1. См.: Журналы Центрального бюро но созыву Всероссийского съезда местных земельных комитетов. // ГАРФ. Ф. 1796. Он. 1. Д. 136. Л. 3—20.
  2. См.: Кауфман Л. Л. О частновладельческой земле // Известия Главного земельногокомитета. Пг., 1917. № 2/3. С. 22; Основные идеи решения аграрного вопроса // ТрудыII Всероссийского съезда Лиги аграрных реформ. М., 1918. Вып. 1. С. 41—45; ГАРФ. Ф. 1796.On. 1. Д. 18а. Л. 86.
  3. См.: Труды Комиссии по подготовке земельной реформы. Вып. II: Журналы заседаний,доклады и прения но ним // Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф.1796. Он. 1. Д. 18а. Л. 88.
  4. См.: Основные идеи решения аграрного вопроса // Труды II Всероссийского съездаЛиги аграрных реформ. М., 1918. Вып. 1. С. 45.
  5. См.: Заседание Комиссии по перераспределению земельного фонда 15 октября 1917г./Главный земельный комитет // Труды комиссии по подготовке земельной реформы. Пг.,1917. Вып. V. С. 44-53.
  6. См.: Огановский II. П. Три исхода // Земельное дело. М., 1918. 1 июня (19 мая). № 15.С. 4-7.
  7. См.: Макаров Н. П. Норма оставления земли в пользовании бывших владельцев полу-капиталистических хозяйств // Труды Комиссии по подготовке земельной реформы. Пг.,1917. Вып. III. С. 35.
  8. См.: Галас М. Л. Судьба и творчество русских экономистов-аграрников и общественно-политических деятелей А. Н. Челинцева и Н. II. Макарова. М.: Аксон, 2007. С. 88—95.
  9. См.: Челинцев А. Н. О крупном землевладении // Труды Комиссии по подготовкеземельной реформы. Пг., 1917. Вып. 1.

Законодательство Временного правительства

Временное правительство отказалось коренным образом поменять законодательство, выдвинув идею непрерывности правопорядка, согласно которой в государстве должно сохраняться действие старых законов вплоть до созыва Учредительного собрания.

Только Учредительное собрание, по мнению лидеров буржуазии, правомочно вносить изменения в законодательство.

Поэтому оставались в силе основные источники права, которые действовали при царизме.

Только в области государственного права произошли существенные изменения. Прежде всего, были отменены Основные государственные законы 1906 г. Временное правительство утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, основанное на принципах всеобщего равного прямого и тайного голосования.

В первые месяцы после победы Февральской революции российские граждане получили очень широкие политические права: свободу слова, печати, собраний, демонстраций и др. Но после ликвидации двоевластия последовали некоторые ограничения политических прав. Так, 28 июля 1917 г. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать любые собрания и съезды, которые нецелесообразны по мотивам военной и государственной безопасности.

Сохранялось сословное деление и связанные с этим привилегии. Оставались различные титулы и звания (граф, князь и т.п.).

Временному правительству пришлось узаконить созданные после Февральской революции органы рабочего контроля на предприятиях — фабрично-заводские комитеты (они вводили явочным порядком 8-часовой рабочий день, решали вопросы расценок и зарплаты, приема и увольнения рабочих, снабжение их продовольствием и др.).

Временное правительство, приняв 23 апреля 1917 г.

Закон «О рабочих комитетах в промышленных предприятиях», стремилось ограничить сферу деятельности этих комитетов, поставить их в зависимость от администрации, свести их деятельность к представительству в государственных и общественных организациях, к решению вопросов культурно-просветительного характера.

Временное правительство в марте 1917 г. создало специальный орган — Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов. Юридическое совещание образовало комиссию для подготовки проекта Конституции.

Согласно подготовленному этой комиссии проекту, Россия объявлялась республикой во главе с президентом, избираемым Учредительным собранием; также предполагалось создать двух палатный парламент.

Права президента в проекте напоминали компетенцию царя (по Основным законам Российской империи 1906 г.); верхняя и нижняя палаты парламента были аналогичны Государственному совету и Государственной думе). Продолжали действовать Судебные уставы 1864 г. и Уголовное уложение 1903 г. Правда, Временное правительство внесло в них ряд изменений.

12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь (заменить ее каторгой). Однако (после июльских событий) 12 июля 1917 г. смертная казнь вновь была введена на фронте за ряд государственных и воинских преступлений.

Одновременно стали создаваться и так называемые военно-революционные суды (в этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию). С 26 апреля 1917 г. отменялись каторжные работы; ссылка на поселение заменялась заключением в крепость на срок не менее трех лет или отдачей в исправительные арестантские отделения на срок от четырех до шести лет.

Но в обстановке нарастания недовольства масс проводимой политикой, роста революционного движения Временное правительство встало на путь усиления уголовной репрессии. В июле-августе 1917 г. были ужесточены санкции за призывы к убийству, разбою, грабежу; была введена уголовная ответственность за агитацию против политики правительства, а также за призывы к дезорганизации и анархии; Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников.

Военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых признавались опасными.

Была усилена уголовная ответственность за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России, виновные приговаривались к каторге.

ЕГЭ. История. Кратко. Временное правительство и его кризисы

Уникальная от Фаберлик.

Новинки на faberllena.ru 2 марта 1917 года было создано Временное правительство Оно просуществовало до 25 октября 1917 г. Это высший исполнительно — распорядительный и законодательный орган государственной власти России.

Три этапа деятельности Временного правительства

  • Февраль — июнь 1917г. Период двоевластия с Петросоветом. Деятельность была под контролем партий — буржуазно-либеральных и демократических. Были проведены демократические преобразования.
  • Август- октябрь 1917 г. Стремление установить крайне правую диктатуру.

    Корниловский мятеж. Потеря Временным правительством контроля за ситуацией, повышение авторитета большевиков.

  • Июль-август 1917- период единовластия. Правительство смогло на время оттеснить Советы, установление авторитарного режима. Все демократические преобразования свёрнуты.

Первый состав Временного правительства Львов Г.Е. Председатель Совета министров, министр внутренних дел Милюков П.Н. кадет Министр внутренних дел Керенский А.Ф.

эсер Министр юстиции Некрасов Н.В. кадет Министр путей сообщения Коновалов А.И. прогрессист Министр торговли и промышленности Мануйлов А.А. кадет Министр просвещения Гучков А.И. октябрист Военный и морской министр Шингарёв А.И. кадет Министр земледелия Терещко М.И. промышленник Министр финансов Львов В.Н.

промышленник Министр финансов Львов В.Н.

центрист Обер-прокурор Святейшего Синода Годнев И.В.

октябрист Государственный контролёр Первое коалиционное (создано после апрельского кризиса) Львов Г.Е. Министр-председатель , министр внутренних дел Терещенко М.И. Министр иностранных дел Переверзев П.Н.

трудовик Министр юстиции Коновалов А.И.

прогрессист Министр торговли и промышленности Мануйлов А.А.

кадет Министр просвещения Керенский А.Ф. эсер Военный и морской министр Чернов В.М.

эсер Министр земледелия Шингарёв А.И. кадет Министр финансов Некрасов Н.В. Министр путей сообщения Церетели И.Г.

меньшевик Министр почты и телеграфа Скобелев М.И.

меньшевик Министр труда Пешехонов А.В. народный социалист Министр продовольствия Шаховский Д.И.

Министр государственного призрения Львов В.Н. центрист Обер-прокурор Святейшего Синода Годнев И.В.

октябрист Государственный контролёр Второе коалиционное правительство (создано после июльского кризиса) Керенский А.Ф. эсер Министр-председатель , военный и морской министр Некрасов Н.В. радикальный демократ Заместитель министра — председателя и министр финансов Авксентьев Н.Д.

эсер Министр внутренних дел Терещенко М.И.

беспартийный Министр иностранных дел Зарудный А.С. трудовик Министр юстиции Прокопович С.Н. беспартийный Министр торговли и промышленности Ольденбург С.В.

кадет Министр просвещения Чернов В.М. эсер Министр земледелия Никитин А.М.

меньшевик Министр почты и телеграфа Скобелев М.И.

меньшевик Министр труда Пешехонов А.В. народный социалист Министр продовольствия Ефремов И.Н.

радикальный демократ Министр государственного призрения Юренев П.П.

кадет Министр путей сообщения Карташёв А.В. кадет Обер-прокурор Святейшего Синода Кокошкин Ф.Ф. кадет Государственный контролёр Третье коалиционное правительство Провал корниловского мятежа привёл к политическому кризису. 1 сентября создан новый орган власти – Директория ( « Совет пяти» : Керенский А.Ф., Терещенко М.И., Верховский А.И., Вердеревский Д.Н., Никитин А.М.) 1 сентября 1917 года Директория провозгласила Россию республикой.
1 сентября создан новый орган власти – Директория ( « Совет пяти» : Керенский А.Ф., Терещенко М.И., Верховский А.И., Вердеревский Д.Н., Никитин А.М.) 1 сентября 1917 года Директория провозгласила Россию республикой.

14 сентября — Всероссийское демократическое совещание. Приняли участие представители демократических партий и общественных организаций.

Оно избрало постоянно действующий Временный совет республики — Предпарламент.

Однако заметной роли он не играл. 25 сентября – создано третье коалиционное правительство.

Керенский А.Ф. эсер Министр-председатель, верховный главнокомандующий Коновалов А.И. кадет Заместитель министра — председателя и министр торговли и промышленности Никитин А.М. Министр внутренних дел и министр почты и телеграфа Терещенко М.И.

беспартийный Министр иностранных дел Верховский А.И. Военный министр Вердеревский Д.Н.

Морской министр Бернацкий М.В. Министр финансов Малянтович П.Н. меньшевик Министр юстиции Салазкин С.С.

Министр просвещения Маслов С.Л. эсер Министр земледелия Гвоздев К.А. меньшевик Министр труда Прокопович С.Н.

Министр продовольствия Кишкин Н.М. кадет Министр государственного призрения Ливеровский А.В. Министр путей сообщения Карташёв А.В.

кадет Обер-прокурор Святейшего Синода Смирнов С.А. кадет Государственный контролёр Третьяков С.Н. Председатель экономического совета Итоги деятельности Временного правительства

  1. Политика отделения церкви от государства
  2. Ликвидировало цензуру
  3. Проводило демократическую национальную политику: признало право Польши на независимость, ряда народов — на автономию.
  4. Ввело политически свободы
  5. Расширило права присяжных заседателей, отменило имущественный ценз для них.
  6. Упразднило жандармский корпус и Департамент полиции
  7. Ввело свободу совести. Летом 1917 года после 217 –летнего перерыва был избран патриарх — Тихон.
  8. Провело амнистию
  9. Запретило смертную казнь
  10. Органы местного самоуправления формировались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.
  11. На местах власть осуществляли комиссары Временного правительства.
  12. Ликвидировало политический сыск

НО

  1. Сохранились прежние законы, в том числе судебные уставы, уголовное законодательство.

  2. Сохранены звания, титулы, чины.

Таким образом, Временное правительство было нацелено на превращение страны в правовое демократическое государство.

Кризисы Временного правительства

  • Апрельский кризис.

Причина: нота министра иностранных дел Милюкова П.Н.о войне «до победного конца».

Итоги: антивоенные демонстрации, отставка Милюкова и военного министра — лидера октябристов Гучкова А.И.

Формирование коалиционного правительства ( 10- либеральная буржуазия, 6- социалисты) Создано Первое коалиционное правительство: 4 мая- 2 июля.

( Львов). Вошли Керенский, Преверзнев и др. 6 июля — конец двоевластия. 7-8 июля — глава правительства – Керенский ( поражения на фронте).

  • Июньский кризис.

Демонстрация в поддержку Временного правительства, её проводил 1 Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Большевики выдвинули лозунг: « Вся власть Советам!» Правительство начинает наступление по всему фронту.

Создано Второе коалиционное правительство: 24 июля-26 августа. (Керенский. Большинство – социалисты).

  • Июльский кризис.

Причина: неудачное выступление на фронте вызвало массовые антивоенные демонстрации.

Попытка большевиков захватить власть, неудачная.

Демонстрации разогнаны, большевики объявлены вне закона, немецкими шпионами.

Итоги: конец двоевластия, власть у Временного правительства (меньшевики и эсеры), председатель — эсер Керенский А.Ф. Общие причины кризисов временного правительства

  1. Нежелание решать назревшие вопросы ( о войне, земле, политическом строе)
  2. Падение авторитета правительства.
  3. Постоянное откладывание созыва Учредительного собрания.

ИТОГИ: ухудшение обстановки в стране, создание конкретно-исторических условий для победы большевиков.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Бесплатные на web-disign.ru.

26декабря2015

Амнистия Керенского в 1917 году: к чему она привела

5 апреля 2021По данным историков, начиная с марта 1917 года по трем амнистиям Временного правительства из мест лишения свободы (МЛС) выпустили порядка 90 тысяч заключенных. Среди них были тысячи отпетых уголовников. Именно их и прозвали «птенцами Керенского», по фамилии тогдашнего министра юстиции А.Ф.

Керенского.На четвертый день после вступления А.Ф.

Керенского в должность министра юстиции Временного правительства (6 марта 1917 года) его ведомством был издан указ о политической амнистии.

Тремя днями ранее Минюст упразднил особые гражданские суды, царскую охранку и жандармерию. 14 марта была объявлена воинская амнистия, а спустя три дня министерство юстиции обнародовало постановление «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления».К слову, именно Временным правительством в правовую практику был введен термин «амнистия» (раньше в подобных случаях речь шла о помиловании).По факту многие заключенные при царе получили свободу раньше, чем были изданы все эти нормативные правовые акты: после того, как рухнул самодержавный строй, двери тюрем распахнули революционно настроенные вооруженные отряды.К активной революционной деятельности возвратились сотни большевиков, меньшевиков, кадетов, эсеров и представителей других политических течений, а также революционеры, вернувшиеся в Россию из вынужденной эмиграции, – В.И.
14 марта была объявлена воинская амнистия, а спустя три дня министерство юстиции обнародовало постановление

«Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления»

.К слову, именно Временным правительством в правовую практику был введен термин «амнистия» (раньше в подобных случаях речь шла о помиловании).По факту многие заключенные при царе получили свободу раньше, чем были изданы все эти нормативные правовые акты: после того, как рухнул самодержавный строй, двери тюрем распахнули революционно настроенные вооруженные отряды.К активной революционной деятельности возвратились сотни большевиков, меньшевиков, кадетов, эсеров и представителей других политических течений, а также революционеры, вернувшиеся в Россию из вынужденной эмиграции, – В.И.

Ульянов-Ленин, Л.Д. Бронштейн-Троцкий, И.В.

Джугашвили-Сталин и др.Амнистия, в результате которой на свободе оказались тысячи уголовников, отменяла смертную казнь и заменяла ее 15-летней каторгой. Бессрочная же каторга как вид наказания была упразднена. Всем каторжанам без исключения сроки наказания скостили наполовину.

С большого количества осужденных судимость вообще сняли, и они были освобождены. На поселение теперь высылали на срок, не превышающий три года.Как подсчитали исследователи, в результате всех этих послаблений на волю вышли 80% находившихся в российских МЛС. Отпускали даже посаженных за подготовку и осуществление терактов, пожизненно осужденных за особо тяжкие преступления.

К примеру, таким амнистированным оказался и Нестор Махно, приговоренный к бессрочной каторге за убийство чиновника военной управы.Причем российские периодические издания часто печатали объявления о сборе средств для освобожденных из МЛС – чтобы им было на что доехать домой.Упраздненные царские ведомства правоохранительной, судебной и пенитенциарной систем новая власть пыталась заменить «исправительными обществами», полагая, что в благодарность за освобождение «жертвы царизма» быстрее социализируются и станут нормальными членами общества. Однако воры, грабители, разбойники и убийцы в условиях революционного времени и ухудшившейся экономической ситуации (повальная безработица, нехватка продовольствия и других товаров первой необходимости) принялись за старое, занялись привычным для себя делом.

И в столице, и на периферии преступность выросла в десятки раз. Причем увеличилось количество преступлений, совершаемых с особой жестокостью.Согласно историческим сведениям, например, в Петербурге с апреля по август 1917 года число одних только краж выросло в 6,7 раз. Самыми криминальными были центральные районы столицы.

Преступники захватывали здания учреждений и организаций, превращая их в «малины», безнаказанно убивали и грабили.Криминальная ситуация долго оставалась тяжелой и после того, как к власти пришли большевики: новые правоохранительные органы только формировались, и в среде чекистов остро не хватало профессиональных кадров. К бывшим представителям царской полиции, желавшим принять участие в защите правопорядка, сотрудники ВЧК относились с недоверием.По утверждению историка криминалистики Н.Ф.

Кузнецовой, преступность в России периода 1917–1922 годов в значительной степени носила латентный характер, что обусловлено, в частности, несовершенством правоохранительной системы того времени. Поэтому современные историки до сих пор не располагают точными статистическими данными о количестве и характере совершенных в те годы преступлений.

Правовая деятельность Временного правительства

Законодательные акты Временного прагаттедаства.

После Февраль­ской революции правовая система не подвергтясь слому Продолжали действовать основные государственные законы и Свод законов Рос­сийской империи сохраняли силу и многие царские указы B ряде случаев Временное правительстдо издаваяо свои правовые акты в раз­витие иди дополнение дореволюционных законов Были отменены самые одиозные акты, касаюшиеся прав и компетенции власти монар­ха, Вместе с тем Временное правительство стремилось развернуть активную законодательную деятельность, для чего постановлением от 22 марта бьиіо создано Юридическое совещание, состоявшее из про­фессиональных юристов, как правило, членов партии кадетов. Юри­дическое соаещание должно было разрабатывать проблемы публично­го права, возникающію в связи с установлением нового государствен­ного строя, давать предварительные юридические заключения по за­конодательным и иным предположениям Временного правительства.

B первое время лосле Февральской революции 1917 г граждане России приобрели вссьма широкие политические права и свободы Не­которые из политических свобод предусматривались и старым эаконола- тельстдом, но их осуществление бьию крайие затруднительным Теперь же реально стала действовать свобода слова, печати, собраний, демонст­раций, митингов и тд. Впервые бьшо утверждено демократическое По­ложение о ьыборах в Учредительное собрание, исходившее из принци­пов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании Оно имело конституционное значение, но это еще не была Конституция Для разработки новой Конституции была создана особая ко­миссия, которая действовала пассивно, поэтому проект Конститу­ции лаже не был вынесен для обсуждения в печати По проекту, Россия должна бьіла стать республикой во главе с президентом, ко­торого должно было избрать само Учредительное собрание Право­вое положение президента очень напоминало статус императора по Основным законам 1906 г Предусматривалось и создание двухпа­латного парламента с положением пвлат, аналогичным бывшей Госдуме и Госсовету Однако этот проект так и не стал законом.

Большое внимание правительство уделяло еопросам демократи­зации местного управлении u самоуправления.

Ha эго была нацелена деятельность Министерства внутренних дед во главе с министром Г.Е.Львовым. Однако главное внимание Львов уделял политиче­ской борьбе, а не конкретным направлениям работы министерства При правительстве было создано Особое совешанис по реформе местного управления и самоуправления Деятельность совсшания была весьма плодотворной, в результате чего было подготовлено значительное число законопроектов.

Рекомендуем прочесть:  Копия уголовного дела из архива

Из 100 законодательных актов, изданньк Временным правительством за 236 дней его существова­ния, 44 акта касались вопросов местного управления и самоуправ­ления. Основными актами являлись положения о волостном земст­ве, о поселковом управлении, о городском и земском самоуправле­нии B них имелись действительно демократические положения C точки зрения буржуазного права. Временное правительство признавало на словах необходимость отмены сословного деления обшества и связанных с ним привилегий и ограничений Под давлением Советов в Министерстве юстиции была образована комиссия для проведения «великой реформы» Од­нако буржуазная печать решительно протестовала против данных реформ под предлогом их утопичности и несвоевременности B юри­дическом журнале кадетов говорилось, что отменіггь сословия недо­пустимо, поскольку в таком случае пришлось бы пересмотреть все 16 томов Свода законов Российской империи.

Журнал полагал это совершенно немыслимым и невозможным мероприятием. Данный вопрос рассматривало Юридическое совешание, которое признало необходимость этой реформы, но постановило, что практически осу­ществить эту меру невозможно, поскольку все гражданское законода­тельство основано на сословном строс и его отмена приведет к хаосу и гибели установленного порядка распоряжения огромным имушест- вом, которым аедают сословные убеждения.

27 июля Временное правительство образовало специальную комиссию «для глубокого и всестороннего» изучения данного вопроса. Ho она так и не присту­пила к работе. Временное правительство приняло многочисленные нормативные акты по второстепенным вопросам, а решение коренных вопросов демократизации общественной и политической жизни откладывалось до созыва Учредптепьнрго собрания.

Сам же созыв Учредительного собрания постоянно переносился по срокам Первый срок был уста­новлен на 30 сентября, затем выборы бьши перенесены на 12 ноября, а созыв — на 28 ноября 1917 г Такая оттяжка в решении неотлож­ных задач сработала против самого Временного правительства, а лозунг Учредительного собрания стал средством обмана обществен­ного мнения. Ha Государственном совещании, созванном в Москве 12 августа 1917 г.

Временное правительство заявидо о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную собственность огдельных групп и со­словий и будет продолжать войнудо победного конца.

Угвловное право и судопроизводство. Временное правительство предприняло определенные меры в сфере уголовного права и уго­ловного судопроизводства Так, по требованию масс, Временное правительство 12 марта 1917 г.

отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий пра­вительство усиливает регрессии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 r. по­следовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских npecmyn іений Одновременно создавались так называе­мые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужа- ших B этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвьнайно упрощенная пронелура рас­смотрения уголовных лел, приговоры не подлежали обжалованию, C точки зрения бѵржувзии, идеальными в области уголовного пра­ва н уголовного процесса являлись рззрзботанные еше при царизме Уголовное уложение 1903 г.

и Судебные уставы 1864 г По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст некоторых статей. Пока же на практике следственным органам и су­дам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло B июле-августе 1917 г.

усидиваются уго­ловные репрессии го раду преступлений K ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Уста- нааливалась уголовннд ответственность (каторга) за агитацию против политики правительсгва.

B этих же целях использовались и такие но­вые составы преступлений, как призыв к дезорганизации, анарміи.

Законом от 19 июля быгіа устаноалена уголовная ответственность за забастовки железнодорожников 2 августа военный министр и министр внутренних лел получили право арестовьшать и высылать в админист­ративном порядке всех лин, действия которьк будут признаны опас­ными Эта мера была направлена на высылку революционно настро- енньк рабочих Петрограда и других городов Однако провести в жизнь такие меры по очистке городов не удалось 4 августа правительство приняло очередной закон об уевдении уголовной ответственности за насвдьственное посягательство на изменение существующего етроя в России. Однако попытки блокировіния революционного движения путем уголовной репрессии окязллись безуспешными.

B заключение следует сказать, что Севральская революция 1917 г дала массам самый серьезный опьіт реального демократизма. Она завершила исторически длительный период развития России, как монархической империи Она увенчала успехом борьбу разно­образных демократических сил против одного из самьрі реакцион­ных режимов того времени | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Правовая политика Временного правительства

Политико-правовая ситуация в России после февральских событий 1917 г. была довольно противоречивой.

Весной 1917 г. произошла демократизация политической и общественной жизни страны. Были приняты законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати.

Упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров.

Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. Новая власть провозгласила демократию, признание политических и гражданских свобод: слова, митингов, собраний, демонстраций, шествий. Была объявлена свобода организации и деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных организаций.

Была объявлена свобода организации и деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных организаций. Провозглашалось равенство всех граждан независимо от национальности и вероисповедания.

3 марта была объявлена амнистия для политических заключенных.

Из тюрем и ссылки были возвращены большевики, эсеры, участники аграрных беспорядков и пр. Но эти меры носили в значительной степени декларативный популистский характер.

Провозглашенные свобода и равенство обернулись митинговой стихией, уличными беспорядками, волной национал-сепаратизма, анархией.

На фабриках и заводах упала трудовая дисциплина, резко снизилась производительность труда. Меры по наведению порядка и дисциплины часто рассматривались как контрреволюция. В деревне, где левые партии прямо призывали крестьян «брать землю», начались самозахваты земель и погромы усадьб.

Отрицательные последствия имела объявленная 17 марта общеуголовная амнистия, на свободу были выпущены из тюрем уголовные элементы.

После нее в тюрьмах осталась l/З из 155 тыс.

заключенных. Вышедшие из тюрем уголовники стали формировать бандитские группировки, наводя страх и ужас на население.

К осени большую часть амнистированных пришлось вернуть в тюрьмы. Для оставшейся в тюрьмах части заключенных были установлены «демократические» порядки: заключенные выбирали старост, устраивали собрания, двери камер не закрывались, вводились отпуска и пр.

Был смягчен режим содержания заключенных.

В мае 1917 г. Временное правительство отменило розги в карцере, разрешило снять кандалы с особо опасных преступников, смирительные рубашки для буйных, отменило ссылку на поселение.

  1. 12 марта была отменена смертная казнь, которую заменила срочная и бессрочная каторга. Но отмена смертной казни продержалась недолго. Уже в августе смертная казнь была восстановлена на фронте.
  2. 4 июня на всей территории России был введен сухой закон. Продажа спиртных напитков, появление в нетрезвом виде в общественном месте карались крупными штрафами и лишением свободы. Это способствовало росту самогоноварения, теневому обороту и озлобляло люмпенизированные слои населения.

Тяжелые последствия для России имела политика новой власти в армии. 1 марта Петросовет издал приказ № 1, упразднивший дисциплинарную власть офицеров в воинских частях. Эта власть была передана выборным комитетам из нижних чинов.

Приказ отменил титулование офицеров, ввел равные права офицеров и солдат вне строя и наложил запрет на грубое обращение с солдатами. Выборные комитеты заменили командный состав.

Солдаты поняли это как освобождение от дисциплины, как свободу анархии, как возможность устраивать самосуды, широкие масштабы приобрело дезертирство. Приказ № 1 по сути дела развалил и уничтожил армию. После июльских событий политика правительства ужесточилась.

Сразу после подавления вооруженного выступления было принято постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в Закон о печати.

В специально изданном постановлении «О печати» устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении — постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке». В начале августа принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения» заключенных.

Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства

«Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом»

.

В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период «главкизма», уже Советской властью.

В целях борьбы с продовольственными трудностями было издано постановление

«О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах»

, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок.

Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты.

Эти органы вели учет всего имевшегося в зонах ихдействия хлеба, «за вычетом продовольственных нужд владельца», и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам.

Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки.

(Позже этот опыт был использован Наркоматом продовольствия и продотрядами эпохи «военного коммунизма» в 1918—1920 гг.).

Что касается права, то новая власть продолжала руководствоваться старыми дореволюционными законами. Было сохранено действие «Свода законов Российской империи» (изъяты лишь упоминания о царе). В августе 1917 г. постановление

«О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями»

определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. Вмарте 1917 г. было образовано Юридическое совещание.

Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики.

Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных Юридическим совещанием.

В положении «О судах по административным делам» (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров. Для предотвращения некоторых последствий необдуманных решений Временному правительству пришлось прибегнуть к ужесточению уголовного законодательства. Уже весной были введены меры уголовной репрессии за уклонение от службы путем умышленного членовредительства, за взятки, пьянство, спекуляцию, вооруженные дебоши и т.д.

С июля усилилась уголовная ответственность за публичные призывы к убийству, разбою, грабежам, погромам. Все новеллы в гражданском праве были связаны с провозглашенным политическим и гражданским равноправием.

Все граждане получили равные юридические права в обладании собственностью (ликвидировались сословные, национальные, вероисповедальные и иные ограничения). В обязательственном праве также отменялись все ограничения национального и религиозного характера и уравнивались права субъектов обязательств во всех видахдоговоров.

Те же изменения коснулись наследственного права (документальное оформление брака и нивелировка наследственной массы при уравненных правах женщин и мужчин). Происходит развитие избирательного права. В течение июля — октября 1917 г.

было подготовлено Положение о выборах в Учредительное собрание. Положение снизило возрастной ценз для избирателей до 20 лет, предоставило избирательные права женщинам, военнослужащим, отменило всевозможные цензы (имущественный, оседлости, грамотности), ликвидировало ограничения в избирательных правах по принципу национальности и вероисповедания.

По сути избирательное право стало всеобщим и равным.

Исключения из него (на определенный срок) касались только осужденных к каторге и ссылке, кзаключению в исправительном доме, тюрьме или крепости с ограничением прав состояния. В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е.

принцип избрания депутатов по партийным спискам.

Устанавливалось тайное голосование.

Но воспользоваться этимдемократическим законом Временное правительство не успело.

В конце сентября — начале октября 1917 г.

Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них был проект

«Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании»

. Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+